• 26 апреля 202426.04.2024пятница
  • USD92,1314
    EUR98,7079
  • В Тюмени 12..14 С 4 м/с ветер южный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Писатель Алексей Иванов считает правки своего сценария цепью банальностей

Общество, 13:10 10 марта 2017

Фото ИА "Тюменская линия"

Автор романа "Тобол" Алексей Иванов не станет подписываться своим именем в титрах киноленты, для которой он написал сценарий. Об этом сообщил автор идеи кинопроекта Олег Урушев.

"Алексей Иванов 5 декабря сказал, что в основе книги лежит сценарий. Это уникальный случай, когда сценарий был написан для фильма, а на его основе создан роман", - пояснил продюсер фильма "Тобол" Олег Урушев.  

Идея создания фильма "Тобол"

Как рассказала корреспонденту "Тюменской линии" исполнительный продюсер фильма "Тобол" Лариса Коркишко, когда Олег Урушев был в деловой поездке в Тюмени и остановился в отеле "Ремезов", ему на глаза попалась книжка о сибиряке. Продюсер позвонил своему другу Сергею Дубинскому. 

Фото ИА "Тюменская линия"

"Приезжает Олег Александрович в отель "Ремезов" и спрашивает: "А кто такой Ремезов?". И я, как бывший историк, ему все рассказал", - так иллюстрирует воспоминания о событии тюменский бизнесмен Сергей Дубинский.

По такому случаю Сергей Дубинский стал отчасти консультантом фильма по оружию и вещам, а также подарил продюсеру все книги Семена Ремезова и его карты.

Так возникла идея создания фильма "Тобол", с которой Олег Урушев поделился с Алексеем Ивановым. Почти год продюсер и писатель работали сообща.

Сибирская история обрастала историческими подробностями из документов и сведений. Лариса Коркишко рассказала, что за два года работы над материалом телекомпания "СургутИнформТВ", председателем совета директоров которой является Олег Урушев, сняла документальный фильм о Семене Ремезове.

На основе материалов "Тобола" Алексей Иванов написал киносценарий. Далее писатель приступил к созданию двухтомного романа. 25-тысячный тираж первой части романа разошелся в рекордные два месяца. Писатель вносит правки в сценарий, дополняя исторической достоверностью события фильма.

"Уже есть четыре варианта сценария. Последний транш Алексею Иванову проплатили 3 марта и пришел последний вариант сценария полного метра, - рассказал Олег Урушев. - Алексей работает как профессионал, сдал сценарий на полный метр на три часа, вместо восьми на 12 серий".

Кинематографисты сокращают сценарий, урезая или убирая сцены, так как по заявке в "Фонд кино" фильм должен выйти хронометражем в 90-120 минут, а по заказу Первого канала сериал должен обойтись в восемь серий. Сценарий перечитывают порядка пяти редакторских фокус-групп. Разногласия автора романа с режиссером и продюсером "Тобола" возникли из-за предложенных сокращений и замен.

"У романа 900 страниц, а нам нужно 90 страниц. Сократить в 10 раз механически не возможно. Полгода сидели редакторы, все сокращали. Конечно, получаются какие-то новые линии. Ничего такого режиссер сверхестественного не придумывал", - утверждает Олег Урушев.

Спорные сцены

По словам продюсера киноленты, в романе написано порядка 200 персонажей и 200 мест-объектов, что является трудоемким для производства фильма.

"Есть персонажи у Алексея, на которых надо костюм пошить – это 100 тысяч, актеру денег заплатить, а он не говорит ни слова. Вот таких персонажей мы подсократили", - пояснил Олег Урушев.

Один из основных пунктов спора возник по главному герою фильма. При переговорах режиссеры указывали, что нужно усилить его линию – так лучше для киноленты. Потому приняли решение обозначить более четко главным героем ленты русского просветителя Семена Ремезова, тогда как в литературном произведении читатель не встретит подобного навязывания.

Так, в фильме Ремезов станет участником боя с джунгарами, тогда как по сценарию писателя главный герой выпадает из фильма на 10 минут. Усилит значимость героя и сцена на могиле Пети Ремезова.

"Иванов написал гениальную сцену на могиле сына Ремезова. Меня она до слез пробивает", - поделился Олег Урушев. Специально для фильма решили усилить линию Пети и Маши Ремезовой – молодежной группы романа.

Фото ИА "Тюменская линия"

"В романе это проходные герои, а в фильме их задействовали как главных героев, за ними молодой зритель должен наблюдать, - объяснил Олег Урушев. - Хотим мы этого или не хотим, но сегодня по статистике в кинотеатрах платит за билет женская аудитория от 15 до 25 лет".

Не понравился автору романа исправленный режиссером вариант драки между местными жителями и Демариным. У Иванова Демарин достает пистолет и отталкивает противников. В фильме зрителей ждет потасовка с кулаками, в которой будет участвовать и сама Маша. Подобные правки Алексей Иванов называет цепью банальностей.

"А что такое банальность? Например, 8 марта мы дарим цветы женщинам. Банальность? Банальность. Но эта банальность приятна 99 процентам женщинам и 69 процентам мужчин. Если такая банальность всем приятна и интересна, то пусть она будет в фильме. Она привлечет аудиторию, - считает продюсер "Тобола". - А если будет сплошная оригинальность, никто не поймет, что это оригинально. Должно быть так: оригинально-банально-оригинально-банально – тогда сложится фильм. Поэтому у нас есть традиционная эротическая сцена на сеновале, и есть оригинальная эротическая сцена, написанная Ивановым. Мне больше нравится традиционная на сеновале".

Режиссер киноленты Игорь Зайцев предложил создать три мира: мир запада – это шведы, мир России – это герои Иван Демарин и Семен Ремезов, и мир востока – это джунгары. Кинематографисты покажут, как жили вместе разные народы, какими были их взаимоотношения. В фильме будет звучать пять языков: немецкий, шведский, джунгарский (монгольский), русский и китайский.

"Кто поверит, что в гости к Ремезову мог прийти швед? Мы считаем, что мог. Шведы, будучи в российском плену, получали зарплату от Карла I, к ним приходили посылки. Все офицеры выглядели как с иголочки. А вот Иванов категорически против такого повествования, - сказал Олег Урушев. - Мы снимаем все-таки художественное произведение, а не документальное. Для нас историчность – это правильность оружия, событий, героя и характера".

Типаж Матвея Гагарина также не понравился Алексею Иванову. Олег Урушев склоняется к мнению, что нельзя однозначно героя обличить негативным.

"Тогда не было зарплаты, все жили на процентах и называлось это кормление, такая была система. Сюда прибыл Гагарин и он ни рубля не получил. Петр I изначально говорил: "Поезжай, воруй, но управляй!", - пояснил Олег Урушев. - Гагарин в три раза увеличил налоги, построил оружейный и кирпичный заводы, развивал образование… У нас есть такая сцена, где он говорит шведам: "Я вам дам денег на шведскую школу, но вы возьмете туда русских пацанов". Он вкладывал в образование. Шведам давал подряды, чтобы они что-то строили, помогали, работали".

Фото ИА "Тюменская линия"

Возникли споры и с местожительством Ремезова. Кинематографисты раскопали три теории: по одной из них Ремезов жил в церкви, по другой – в нижней части города, рядом с домом академика Яблочкина. По словам продюсера фильма, вся семья Ремезова некогда находилась в п. Березово за то, что его отец по второму разу собрал налоги с хантов. Семья Ремезова опоздала к распределению в Тобольске и дом у них был в нижнем городе – кинематографисты выбрали эту теорию.  

Многие сцены из киноленты уже убрали. По мнению Олега Урушева, по роману Алексея Иванова можно снять четыре полнометражных фильма.

"Нам очень нравится его история, написанная в книге, о том, как Ремезов ищет кольчугу Ермака. Там белая верблюдица приходит на место заклада кольчуги. Замечательная история, но из нее можно целый фильм сделать", - поделился Олег Урушев.

Автор романа и киностудия в поисках компромисса

Ситуация разногласий автора с режиссером стандартная для съемок фильма, считает продюсер "Тобола".

"Кино – это коллективный творческий труд. Алексей такой человек, он привык работать один. Это не только с нами. У него лучше получается, когда он продает авторские права и над сценарием работают отдельно, - пояснил Олег Урушев. - У киностудии Solivs и кинокомпании "СургутИнформТВ" остаются права на фильм, на название, мы заплатили за это немалые деньги. Еще два года до выхода фильма и все может измениться. Я думаю, что это просто пиар книжных менеджеров, которые хотят поднять тираж. Они не ожидали, что тираж в 35 тысяч экземпляров продадут за два месяца".

По словам Олега Урушева, и Алексей Иванов, и критики отмечают, что роман "Тобол" другой, он получился более динамичным и киношным. Напомним, вторая часть романа "Тобол" выйдет в свет в марте.

Ирина Ромашкина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен