Психологи ТюмГУ выяснили, с какими пациентами комфортно работать врачам
Пять основных типов пациентов: "замкнутый", "угодливый", "заинтересованный", "духовный", "гедонист" выявили психологи ТюмГУ. Свое исследование тюменцы проводили с помощью специально разработанной анкеты "Идеальный доктор" и Must–теста , сообщает управление стратегических коммуникаций вуза.
При изучении внешних параметров "идеального врача" ученые обнаружили, что большинство пациентов непритязательны к полу, вероисповеданию или национальности врача. Также большая часть респондентов не считают важной составляющей внешнюю привлекательность врача.
При оценке предпочитаемых эмоциональных проявлений врача выявлена потребность пациентов в сочувствии, заботе, вежливости и приветливости. Желательно, чтобы врач был спокоен, улыбчив, искренен и проявлял сострадание.
Большая часть пациентов готова к равноправному сотрудничеству с врачом – разделению ответственности, есть и те, кто готов полностью подчиняться врачу. Однако "замкнутые" пациенты не испытывают "потребность в общении". По словам доцента кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Юлии Мурзиной, такие люди могут усматривать угрозу собственной безопасности при расширении контактов и необходимости быть дружелюбным.
У таких пациентов также имеется тенденция не считать важным "проявление заботы врача", что говорит о трудностях в построении коммуникации и доверии к врачу.
В личностной направленности "угодливых" пациентов доминирует ориентация на служение и существует тенденция "произвести впечатление на врача". При этом в выборе врача играет роль "личная симпатия". Такие пациенты имеют тенденцию к личностному росту, а не финансовому благополучию. Исследование не показало значимых факторов, затрудняющих общение этих пациентов с врачами.
"В практической медицине взаимодействие врача и пациента является ключевым. Как показало исследование, большинство пациентов разделяют ответственность за эффективное взаимодействие с врачом и готовы беспрекословно выполнять рекомендации при достаточном доверии к врачу, - отмечают в ТюмГУ. - При совпадении ожиданий пациента с реальным образом врача результатом взаимодействия становится удовлетворенность пациента как психологическая – настрой на выздоровление, так и физическая – улучшение самочувствия".