Дюжину новеньких "бытяшек" готовят к Студвесне
Далее в сюжете: Владимир Орел представил две премьеры в новом театральном сезоне
Двенадцать новых артистов молодежной театральной студии "Быть" при Тюменском индустриальном университете проходят тренинги по актерскому мастерству: ребят готовят к участию в Студвесне-2018. Как новобранцы получают сценическую огранку, рассказал художественный руководитель коллектива и его режиссер Артем Васильев.
В 2017 году театральная студия "Быть" набрала дюжину новеньких из числа первокурсников. Некоторые из них уже выступали на сцене, а кто-то только пробует себя в актерстве. По опыту прошлых лет Артем Васильев констатировал факт – в труппе к концу учебного года останутся единицы. Впереди их ждут занятия, а затем и участие в Студвесне, на которой в 2018 году они представят спектакль театра малых форм.
"Мы не участвовали два года [в Студвесне]. Набрав новичков, мы получили новый коллектив, который, я считаю, должен пройти крещение боем. Пока я не определился с материалом для спектакля. Надо посмотреть, кто из ребят останется", - пояснил Артем Васильев.
Режиссер проверяет на прочность талант начинающих "бытяшек" на тренингах. В качестве эксперимента вместе с труппой театра "Быть" урок по лицедейству взяла корреспондент "Тюменской линии" Ирина Ромашкина.
На занятия по актерскому мастерству принято приходить в однотонной темной одежде: нейтральный цвет убирает приобретенные маски, весь шлейф личности, и остается чистый лист. Режиссер пояснил: так легче - стираются предубеждения о человеке и возможных ролях. Ребятам это тоже помогает, чтобы они вели себя, не соответствуя образу, который надевают.
"Так или иначе, мы носим маски в обществе. Поэтому очень многие не хотят приходить в студию с друзьями. В дружеском коллективе у человека складывается определенная роль. Например, если он тихоня среди своих – он и будет тихоней здесь. Вырваться из этого амплуа очень сложно. Когда они приходят сюда, они раскрываются", - пояснил режиссер.
Тренинг "Ладушки". Встав парами, ребята играют в обычную детскую игру "Ладушки". Задача проста – не сбиться на максимальной скорости. Тренинг на внимание и концентрацию прибавляет сложности, когда пары начинают двигаться в хаотичном порядке – попробуй не столкнуться с соседями. Так развивается концентрация сразу на трех объектах: игре, партнере и окружающем мире.
Из опыта новичка: "Играть в "Ладушки" оказалось не просто. Знакомая с детства забава, когда-то с успехом давалась, а тут – сбиваешься… Тренинг поможет двигаться на сцене в ограниченном пространстве, усиливая внимание на игре, не упуская из виду партнера по сцене и других участников спектакля".
Тренинг "Мяч внимания". Замкнув круг, актеры "передают" внимание друг другу, "бросая" взгляд после хлопка на "следующего". Задержек не должно быть: поймал "хлопок" - "отдай" другому. Темп игры достаточно высокий. Для усиления мотивации за остановку игры есть штраф - пять приседаний.
Из опыта новичка: "На правах новичка отказалась. Не из-за нелюбви к спорту и приседам, а потому что темп игры обескураживал. Я не успевала наблюдать за передвижением "внимания" по кругу, не то чтобы участвовать в игре. По ошибке и мне перепало "внимание", а я и не поняла этого! Приседающие пятый раз по пять новички подытожили – это спортивный конкурс. Ребята обречены быть стройными. "Чувствую себя фитнес-инструктором", – пошутил режиссер".
Тренинг "Немое "Здравствуй!". Двигаясь в хаотичном порядке, артисты "здоровались" глазами. Задача не из простых: остановившись напротив случайного "собеседника", нужно одним взглядом "поздороваться" с человеком неформально, будто вы давно знакомы. Не улыбкой, не мимикой, не помахав ручкой, а только глазами. В таких случаях можно почувствовать дискомфорт.
Из опыта новичка: "Самое страшное для меня, типичного интроверта, - открыться. Сцена, свет софитов, играешь роль и тут… Встречаешься с каким-то чужим тебе человеком глазами. Нужно не побояться отдать ему то чувство, которое сейчас есть в тебе, которое ты переживаешь. Этот тренинг был для меня одним из самых сложных. Еще он учит доверять партнеру просто так. Такой взаимный обмен добром через один случайный взгляд. Будто этот случайный прохожий – твой славный добрый друг, которого ты так давно не видел и рад ему так, что и слов не нужно. Этот простой и сложный урок доверия преподаст каждый ребенок в общественном транспорте просто так, вперившись в тебя невинным взглядом из любопытства. Такой тренинг учит быть открытым".
Тренинг "Импровизированная встреча". Разбившись на две команды, встав друг напротив друга, актеры по очереди выходят навстречу в центр зала, чтобы поздороваться и завязать неформальный диалог. Тренинг поможет стать оригинальным. Кое у кого получалось с лихвой: молодой человек обнялся со знакомым в знак долгожданной встречи со словами: "О, привет! Слышал про каннибала из Краснодара?".
Из опыта новичка: "Умозрительно представляешь: "Можно же так сделать, и так поздороваться, и вот так еще "Привет" можно сказать…". Хотя идеи сыпались в голову, я не решилась выйти в центр зала, будто ноги не шли… Упражнение закончилось, так и не успев начаться для меня".
Тренинг "Скамейка". Импровизационный этюд для троих артистов готовится спонтанно и без дополнительных объяснений друг другу. Один актер начинает сцену. Вступая в неизвестность, двое других дополняют этюд и он постепенно обрастает сюжетом: картинкой и диалогами.
Тренинг учит работать в команде, находить общие идеи без слов, идти в заданном направлении неизвестного пока сюжета. Каждый участник становится автором событий.
Из опыта новичка: "Было забавно смотреть со стороны: вариаций на тему "Втроем" можно придумать не так много. Но оказалось, что можно создать сюжет из ничего: ребята сидели на рыбалке, в очереди в больнице, в самолете, на лавочке в парке или кино, плели сплетни в девичьем коллективе. Пропустив прошлое упражнение, я решилась на импровизацию. Не хотелось упускать возможности получить новые ощущения. Включившись в работу, мы стали рассуждать с напарницами о том, что ждет одну из нас за неведомыми дверьми. К своему удивлению, инициатором диалога стала я. Девушки поддержали игру. Из их спонтанной речи я цеплялась за смысл и старалась продолжить сюжет. А это не просто. Главное здесь - дать задачу своему коллективу правильно. Мы так и не поняли, где же мы сидим и чего так боимся".
Тренинг "Лучеиспускание". Упражнение, описанное преподавателем и режиссером Михаилом Чеховым в книге "О технике актера". Он предлагает актерам "начертить линию", переступая через которую актер включается в работу. Оставив эту "линию" позади, через три энергетических центра начинается "Лучеиспускание". Михаил Чехов учил пользоваться этими центрами, чтобы отдавать энергию зрителю, играя "театр переживаний".
Художественный руководитель "бытяшек" пояснил, актерам должна быть подвластна эмоциональная лабильность. Профессию нельзя назвать женской – это зачастую тяжелый труд, считает режиссер.
"Однажды по "Культуре" смотрел интервью, в котором актер рассказывал: "В кино я увидел красивый кадр, как мужчина стоит у окна и курит. Идет дым и этот взгляд… И я подумал, что хорошо быть актером – стоишь и куришь у окошечка. И когда я впервые за один спектакль сменил три майки, потому что они были мокрыми, я понял, как заблуждался".
Многие говорят, что это женская профессия. На самом деле женщина здесь должна быть очень крепкой и стойкой, готовой к такой работе. Да, эмоциональность – это женская черта. Но здесь должен быть жесткий контроль над своими эмоциями: ты им сказал "Пошли" и они пошли, ты им сказал "Стоп" и они должны закончиться. Это ничего не имеет общего с хрупкой и томной женщиной, отметил Артем Васильев.
Перед зрителями в конце зала встает пятерка артистов. Расслабившись и отбросив иные мысли, они концентрируются на внутренних ощущениях: нужно "дать счастье и радость". Спустя пять шагов, дойдя до линии, актеры включали энергетические центры и отдавали зрителям свои эмоции. Справлялись не все. От иных эта энергия чувствовалась уже в пути, сказал Артем Васильев: "Бывает, актеры поворачиваются спиной к зрителю и уходят и энергией доигрывают роль".
Из опыта новичка: "Когда приступила к заданию, была одна мысль – нужно отбросить все мысли, сконцентрироваться на внутреннем мире, вызвать в себе те ощущения и чувства, которые дарили мне счастье. Чтобы поделиться с ними этим счастьем, отдать его. Нужно забыть о внешнем и не бояться больше смотреть в глаза – иначе не получится. Я вспоминала, что же так на меня влияло когда-либо, шагая вперед от стены с закрытыми глазами. Отвлекали шаги – от этой глубокой внутренней концентрации на самоощущениях я изрядно пошатывалась, дезориентируясь в пространстве. Вспоминала разное: утро и нежные солнечные лучи на лице, радость быть дома с близкими после длительной разлуки, тихое счастье признания тебя лучшей для кого-то. И такое громкое, почти кричащее, в то же время безмолвное, нежное материнское чувство, проснувшееся, когда впервые держала младенца на руках - очень хотелось отдать – это что-то настоящее, вечное, что пока не все знают, но абсолютное счастье – абсолютная любовь. Я открыла глаза и постаралась уловить каждый встречный взгляд. Боялась расплескать раньше времени это необыкновенное во мне, концентрировалась на медленной подаче энергетического десерта – очень хотелось отдать это каждому. И притом физически ощущала, как работают эти энергетические центры. Это очень тяжело. От этого за полтора часа спектакля можно сменить ни одну мокрую майку, подумала я".
Тренинг "Какой ты музыкальный инструмент или звук?". Тренинг расслабляет после актерской тренировки и помогает выработать в себе навыки оратора. Актеры, сидя полукругом, рассказывают соседу справа, какой он напоминает музыкальный инструмент или звук.
Из опыта новичка: "Обо мне рассказывал Владислав Соколов. Мы вместе работаем в информационном агентстве, потому он знает меня гораздо лучше остальных присутствующих: "Ирина мне напоминает скрипку. Когда все хорошо, текст идет у нее прекрасно – мелодия играет. Но как только что-то у нее не так... [изображает раздражающие звуки скрипки]".
Интересно было подать образ, возникший о человеке рядом. Не зная его, но чувствуя его внутреннее состояние. Хотелось изобразить эту мелодию в словах, которая крутилась в голове. Образ ярко возник и утих, ибо именно таким и был для меня приятель справа. Его будто поглощала тишина… Хотелось дать ему возможность звучать громче".
По словам Артема Васильева, подобные тренинги не только помогают развитию актерского мастерства, но и раскрывают таланты. Он поделился, в новом детском спектакле "Семь я" по мотивам семейных историй примут участие два новичка из набора осени-2017. Постановку представят в формате закрытого показа в рамках грантового конкурса, на котором коллектив получил поддержку в размере 200 тыс. рублей. Официальная премьера назначена на декабрь 2017 года.
Ирина Ромашкина