Тюменские педагоги предлагают изучать Пушкина на уроках физики
Александр Пушкин – поэт, прозаик, драматург, публицист и, несомненно, физик, считают исследователи Ишимского пединститута им. П. Ершова (филиала) ТюмГУ Елена Ермакова и Анастасия Курносова.
"В его произведениях есть большое количество отрывков, в которых тем или иным образом описаны физические явления, – пояснила доцент Елена Ермакова. – Это дает возможность использовать творчество поэта на занятиях по физике. Наблюдения Пушкина разнообразны и удивительно точны. Его взгляд – это взгляд зоркого исследователя, досконально изучившего предмет или явление, увидевшего в нем то, чего не смогли подметить другие. При этом ничего лишнего, случайного, все факты изложены по порядку, предельно лаконично, со знанием законов физики".
По мнению инициатора исследования Анастасии Курносовой, в творческом наследии Александра Сергеевича много замечательных поэтических образов и находок, где ярко и безошибочно отражены физические явления. Так, обучающимся любопытно будет узнать, какая сила уравновешивает силу тяжести, действующую на русалку. Совершается ли работа в том случае, когда ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой? Какой знак работы силы тяжести, когда Черномор взвился под облака и когда он падал? Можно ли движение деревьев считать вынужденными колебаниями?
Педагоги уверены, что благодаря использованию литературных текстов устанавливается хорошая "обратная связь", у школьников возникает желание не только слушать, но и выражать свои мысли, переживания, сообщает пресс-служба ТюмГУ.
Разработанные на основе поэмы "Руслан и Людмила" задания для уроков физики они опубликовали в журнале "Концепт". По словам Курносовой, вопросы можно разделять по сложности, это позволит учителям осуществлять дифференцированный подход к обучению.