250 лет истории Тобольска под ногами: как Завальное кладбище стало частью туристических маршрутов
Далее в сюжете: Авансирование подрядчиков позволит вовремя благоустроить дворы Тюмени
История любого города — это, прежде всего, истории живших в нем людей. Свидетелями человеческих судеб и главными объектами туристического показа привычно становятся исторические здания, при этом в Тюменской области есть места, где концентрированно хранится память о людях разных эпох. Это старинные некрополи.
В Тобольске в маршруты обзорных экскурсий включено Завальное кладбище, появившееся во второй половине XVIII века. Почему посещение некрополя — важная часть знакомства с историей Тобольска и какие известные люди там покоятся — в материале ИА "Тюменская линия".
250 лет истории Тобольска на старинном некрополе
В декабре 1771 года Сенат запретил хоронить умерших возле приходских церквей, по новым правилам тела надлежало отвозить на кладбища за городской чертой. Мера была связана с эпидемией чумы, которая незадолго до этого обрушилась на Москву.
В Тобольске новое кладбище появилось за земляным валом в 1772 году и получило название Завальное (многие тоболяки произносят его с ударением на первый слог). В 1776 году здесь построили каменную церковь Семи отроков Эфесских.
"В архиве есть дата первого захоронения — 1 сентября 1772 года. Хотя возле церкви Семи отроков Эфесских находится чугунная могильная плита, на которой дата захоронения — июль 1772 года. Таким образом, кладбище появилось не позднее июля 1772 года", — считает историк, преподаватель Тобольского педагогического института Евгений Панишев.
В статье, посвященной истории Завального кладбища, он отмечает, что на кладбище хоронили не только православных, но и католиков, и протестантов. В начале 2000-х годов горожан стали хоронить в западной части кладбища на берегу Иртыша. Раньше, по данным историка, там хоронили безродных, "отказников" и заключенных, умерших в тобольских тюрьмах. Завальное кладбище закрыто для новых захоронений с 2013 года, однако практикуются подзахоронения в родственные могилы.
Некрополь является объектом культурного наследия регионального значения и интересен сохранившимися дореволюционными памятниками, в частности захоронениями известных людей.
Декабристы, ученые и писатели
"Лучшие памятники здесь, воздвигнутые из чугуна и мрамора, находятся на могилах генеральши Трескиной, декабристов Муравьева и Вольфа, семейства Неволиных, Меньшиковых и др." — так описывается Завальное кладбище в журнале "Тобольские епархиальные ведомости" от 1 мая 1882 года.
Из 15 декабристов, отбывавших ссылку в Тобольске, здесь окончили свой жизненный путь семеро. Кроме Александра Муравьева (1802–1853) и Фердинанда Вольфа (1796 или 1797-1854) на Завальном кладбище покоятся Степан Семёнов (1789–1852), Флегонт Башмаков (1774–1859), Семён Краснокутский (1787–1840 год), Вильгельм Кюхельбекер (1797–1846) и Александр Барятинский (1799–1844).
Примечательны биографии декабристов в период поселения в Тобольске. Так, бывший штаб-врач Фердинанд Вольф бесплатно лечил здесь бедных на средства, вырученные за лечение богатых, а в последние годы жизни бесплатно выполнял обязанности тюремного врача.
Кратковременно и скорбно было пребывание в Тобольске Вильгельма Кюхельбекера — близкого друга Пушкина и Грибоедова, отмечает историк Евгений Панишев. Здесь декабрист оказался после 10 лет пребывания в одиночных камерах в кандалах и наручниках и жизни на поселении в Баргузине, Акше и Кургане.
В Тобольск Кюхельбекер попадает в марте 1846 года — крайне ослабленным, теряющим зрение из-за прогрессирующего туберкулеза. Здесь его окружают заботой друзья. Писатель Петр Ершов много и постоянно читает ему, из Ялуторовска приезжает навестить его декабрист Пущин. В августе того же года Вильгельм Кюхельбекер скончался. Он просил похоронить его между могил Краснокутского и Барятинского. Декабристы на руках отнесли его на Завальное кладбище.
За могилами декабристов, согласно собственному завещанию, погребен украинский поэт, революционер Павел Грабовский (1864–1902). В сибирской ссылке участник "Черного передела" провел 14 лет, три из них — в Тобольске. Здесь у Грабовского в браке с Анастасией Лукьяновой, которая обвинялась в принадлежности к террористическому кружку и тоже была выслана в Тобольск, родился сын Борис, который в 1925 году стал одним из изобретателей телевидения.
Некрополь известен именами ученых и деятелей искусства. Среди них — писатель, археолог и этнограф Михаил Знаменский (1833–1892). Поражает разнообразие его деятельности. В Тобольске он был близок к дому декабриста Михаила Фонвизина и посвятил декабристам мемуарно-биографическую прозу — "Тобольск в 40-х годах", "Исчезнувшие люди" и другие произведения. Знаменский путешествовал по Ямалу и создавал этнографические рисунки, делал карикатуры для журналов "Искра" и "Маляр", в 1877–1881 годах он провел первые археологические раскопки в окрестностях Тобольска и стоял у истоков тобольского косторезного промысла.
Многим знакомое имя можно прочесть на одном из старинных мраморных надгробий. Петр Ершов, автор сказки "Конек-горбунок", скончался в августе 1869 года. В Тобольске он работал инспектором и директором гимназии. В последний путь знаменитого сказочника провожали всем городом, а гроб с его телом буквально был усыпан астрами, хризантемами и шафранами.
Среди других известных захоронений на Завальном кладбище — могила историка Петра Словцова (1767–1843), его работа "Историческое обозрение Сибири" считается одним из наиболее крупных и полных сочинений о Сибири; директора Тобольской классической гимназии, отца ученого Дмитрия Менделеева — Ивана Павловича Менделеева (1783–1847); исследователя Севера Западной Сибири Александра Дунина-Горкавича (1854–1927).
Все упомянутые захоронения — признанные объекты культурного наследия. Как сообщает комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, из бюджета выделены деньги на разработку проектной документации по сохранению могил.
Трагична судьба похороненной на Завальном кладбище Аполлинарии Менделеевой (1823–1848), сестры Дмитрия Менделеева, которая умерла в молодом возрасте, спустя три месяца после смерти их отца Ивана Павловича. У Аполлинарии и Ивана Павловича одно надгробие на двоих, однако про девушку редко кто вспоминает.
В книге "Легенды тобольского некрополя" историк Вадим Сулимов пишет: "Художественно одаренная девушка оставила мечты о замужестве, страстно предавшись религии, собиралась уйти в Туринский женский монастырь".
Аполлинария принималась "умерщвлять плоть": голодала, ходила пешком к заутрене в сильные морозы, простаивала часами на коленях в холодной церкви, ночами читала священные книги. Работала на бедных, раздавала свое приданое, подготовленное матерью. Мария Дмитриевна сама была религиозной, но такое поведение дочери считала чрезмерным и опасным для здоровья. В результате Аполлинария тяжело заболела.
"Поленька губит свое здоровье образом жизни своей, но холодная, как камень, к слезам матери, она уверена, что, делая все напротив матери, спасется", — напишет Мария Дмитриевна в письме родственникам.
Больная чахоткой девушка не хотела видеть лекаря, пока не исповедалась и не приобщилась святых тайн, при этом продолжала уходить с четырех утра пешком на гору в церковь к заутрене.
"...Иду наверх, к Поленьке. Она сегодня очень много кашляла ночью. Слезы падают вместе со слезами материнской скорби. Катенька, [ты] теряла малюток и мне поверишь", — напишет в одном из писем мать Аполлинарии.
Усилия матери по лечению дочери дали кратковременный эффект, но победить болезнь не представлялось возможным. В январе 1848 года Аполлинария Менделеева скончалась.
Есть на Завальном кладбище множество захоронений, которые хоть и не числятся в реестре объектов культурного наследия, могут многое рассказать об истории Тобольска и нашем общем прошлом.
Перед церковью Семи отроков Эфесских под деревянным крестом находится общая могила расстрелянных в 1937 году священнослужителей. Здесь погребены архиепископ Тобольский и Тюменский Артемий (Ильинский), арестованный в апреле 1937-го и осужденный и расстрелянный 30 августа того же года.
Вместе с архиепископом Артемием были убиты и погребены священники церкви Семи отроков Эфесских Василий Скосырев, Алексей Преображенский, Николай Русанов и протодьякон Афанасий Чернышев.
Там же покоятся расстрелянные 14 октября 1937 года бывшая игуменья Ивановского монастыря Ангелина Кугаевская, игуменья Екатерина Вятченина, сторож кладбищенской церкви Алексей Балин и расстрелянные 10 ноября 1937 года монахиня Наталья Бурачкова и обновленческий архиепископ Сергий Лавров.
Архиепископ Артемий и расстрелянные священнослужители кладбищенской церкви были реабилитированы 4 января 1958 года, Кугаевская и Балин — в 1956 году, Вятченина — в 1957 году, Бурачкова и Лавров — в 1958 году.
После революции
После сoбытий 1917 года Завальное клaдбище активно грабили — крали чугунные плиты на печки и ломали мраморные памятники. Были потеряны захоронения известных людей, например, жены писателя Александра Радищева — Елизаветы Рубановской.
К 1925 году работники Тобольского краеведческого музея провели на кладбище небольшие ремонтные работы и сделали фотофиксацию могил декaбристов. Также в довоенные годы сотрудники музея предлагали закрыть кладбище и сделать его историческим некрополем, но не нашли поддержки у городских властей.
В 1939 году пaмятники декабристам были поставлены на государственную охрaну республиканского знaчения и отремонтирoваны.
В 1990 году само Завальное кладбище было принято на государственную охрану, а в 2014-м зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ.
"А Ершов это кто?"
В конце 60-х — начале 70-х годов в Тобольске работало одно туристическое бюро, которое подчинялось областному комитету по туризму. Оно разрабатывало контрольные тексты обзорных экскурсий, в том числе по Завальному кладбищу.
"Эти экскурсии пользовались огромной популярностью не только у гостей города, но и тоболяков. Мемориальные могилы, расположенные на кладбище, часто посещали учащиеся школ во время внеклассных занятий", — рассказали ИА "Тюменская линия" в департаменте по культуре и туризму администрации города Тобольска.
Первые экскурсии по Завальному кладбищу проводили не только работники туристического бюро, но и сотрудники Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.
В наши дни посещение Завального кладбища включено во многие обзорные экскурсии: "Тобольск — город четырех веков", сад Ермака, костел и музей семьи Романовых, "По Менделеевским местам", "По Ершовским местам" и "Тобольск — древний, молодой"
"Понимая специфику этого места, тобольские экскурсоводы проводят специальную подводку к посещению кладбища, уточняют у туристов, не против ли они посетить территорию кладбища, а также проводят краткий инструктаж о правилах поведения", — отмечают в департаменте по культуре и туризму администрации Тобольска. Специалисты рассказывают, что посещение некрополя большого удивления у туристов не вызывает, напротив, им это интересно.
Существуют и отдельные тематически экскурсии по Завальному кладбищу, одна из них связана с паломническим туризмом и историей церкви Семи отроков Эфесских. Ее проводит тобольский экскурсовод Сергей Морозов. По его мнению, туристы не всегда однозначно относятся к посещению некрополя.
"Старое поколение с трепетом относится к кладбищу, а молодежь спрашивает: "А зачем нам на кладбище? Давайте не будем". Я говорю, что там могилы декабристов, Ершова. В ответ меня спрашивают: "А Ершов - это кто такой?". Или готовим экскурсии для старшеклассников, которые прошли на уроках декабристов, и это хороший момент, чтобы закрепить материал. И даже учителя истории говорят: "Нам не надо Завального кладбища, не надо детям психику портить", — делится Сергей Морозов.
Меньше мусора и под наблюдением
"Что же касается до чистоты и порядка, то таковым Тобольское кладбище похвалиться не может: полуразрушенные от времени памятники, сорванные с могил свежие цветы, заваленные полусгнившим лесом дорожки, грязь летом и снежные заносы зимою — явление здесь обыкновенное", — так сетует на качество содержания кладбища автор заметки о кладбищах Тобольской губернии от 1882 года в "Тобольских епархиальных ведомостях.
И в наши дни горожане жаловались на захламленность Завального кладбища. Ситуация стала меняться последние несколько лет — с тех пор, как территорию некрополя оформили в собственность муниципалитета и она перестала быть бесхозной. Изменился подход к содержанию и уборке: начали работать с аварийными деревьями, у центрального входа появилась охрана, на территории кладбища и рядом — несколько видеокамер системы "Безопасный город".
"Раньше у нас только туристический маршрут обслуживался, теперь обслуживается кладбище полностью — 40 гектар. Продолжим вывозить и утилизировать мусор, работать с аварийными деревьями по заявкам граждан", — сообщил ИА "Тюменская линия" исполняющий обязанности директора МКУ "Центр городских услуг" Павел Седякин.
Он отметил, что в планах наведение порядка не только на Завальном кладбище, но и на еврейском и мусульманском некрополях.
Влада Нерадовская