Тюменские эксперты TNF назвали формулу промышленного туризма
У промышленного туризма есть формула, но из нее нужно убрать понятие музея. Такое мнение высказала директор по взаимодействию с органами государственной власти и реализации социально-экономических проектов ООО "ЗапСибНефтехим" Елена Бельская на дискуссионной сессии "Развитие промышленного туризма в Тюменской области" в рамках TNF 2023.
"В скобки нужно взять промышленный объект, внешнюю среду плюс смысл, желательно в квадрате или кубе, и минусуем отсюда понятие музея. Вот это и есть промышленный туризм. Все, кто интегрируется в этот вид, должны это понимать. Промышленный туризм — это не музеи. У этих объектов есть определенный ряд требований и смыслов", — сказала она.
Компания СИБУР взяла вектор необходимости развития промтуризма в 2017 году. Перед сотрудниками стояла задача — поговорить об экологичности, открытости предприятий. С 2021 года о Тобольске говорят как о городе исторического, духовного, делового и промышленного туризма.
"Промышленный туризм зачастую может выходить за рамки заводов. Это важная тенденция. Необязательно каждому приезжать на предприятие и заглядывать внутрь установок. Мы говорим с каждым зрителем, слушателем про промышленный туризм через экологическую повестку. Например, рассказываем о 91 виде птиц, обитающих на площадке "ЗапСибНефтехима". Все начинают влюбляться в завод, даже не побывав там. Через птиц мы можем поговорить об экологичности предприятия. Люблю рассказывать о том, как птицы, живущие на территории завода, начинают защищаться, увидев людей в гражданской одежде. А когда подходят наши сотрудники в форме, пернатые подпускают их к гнездам. Это говорит о совместимости природы и промышленности", — поделилась Елена Бельская.
Также на "ЗапСибНефетхиме" применяется образовательный контекст. Ярким примером является образовательно-туристический проект "Город открытий", который СИБУР запустил вместе с комитетом по туризму Москвы. 55% программы составляет именно образовательный модуль, в котором еще половина посвящена нефтехимии. Культурному модулю о городе отведено 45%.
Промышленный туризм не может существовать в городах, где нет истории, убеждена Елена Бельская. Необходимо задействовать и культурный пласт. Если отказаться от его интеграции в развитие промышленного туризма, то восприятие людей точно не сдвинется. К недавним культурным событиям, которые организовывал СИБУР, можно отнести показы спектакля, пробежки вокруг Тобольска, создание комиксов, участие в "Ночи заводов".
Генеральный директор компании RASKRASIMVSЁ Владимир Огнев считает, что промпредприятие само по себе может быть арт-объектом. Его команда более 15 лет занимается художественным оформлением промышленных объектов, зданий, сооружений. Тобольск не стал исключением. Художники не просто украшают стены, но и упаковывают смыслы. Так, на четырех резервуарах для хранения пожарной и технической воды на территории "ЗапСибНефтехима" размещены 96 изображений представителей флоры и фауны Тюменской области.
На дискуссионной сессии "Развитие промышленного туризма в Тюменской области" представили стратегию развития промтуризма в регионе. В частности, в этот вид отдыха ежегодно планируют внедрять не менее пяти предприятий. К 2025 году должно появиться 15 экскурсионных программ. Также озвучили, что туристический маршрут должен быть по каждому важному направлению промышленного производства региона. Так, в работу хотят вовлечь фармацевтические и строительные предприятия.
Директор программы развития промышленного туризма в Российской Федерации "Открытая промышленность" Ольга Шандуренко отметила, что Тюменская область идет по правильному пути. "Я думаю, это будет одна из успешных региональных стратегий в промышленном туризме", — добавила она.
Инна Пахомова