В Тюмени создали уникальную плавучую электростанцию в 1969 году
Далее в сюжете: Аэровокзал и троллейбусная линия появились в Тюмени в 1970 году
Уникальную плавучую электростанцию создали сотрудники Тюменского судостроительного завода. Спуск махины весом в 1,5 тыс. т с газотурбинной энергоустановкой мощностью 20 тыс. кВт состоялся 30 апреля. Тюменские инженеры и рабочие создали первый отечественный прототип, совмещающий корабль и электростанцию всего за 17 месяцев.
Из Тюмени "Северное сияние" отбуксировали в п.Черский Якутии. А в целом флагман за свою историю прошел более 10 тыс. км водных дорог по Туре, Тоболу, Оби и Ледовитому океану.
Всего коллектив тюменского завода построил таких электростанций ещё шесть. Их использовали на Колыме, Печоре, Алдане, Надыме. Станция "Северное сияние-4" с увеличенной мощностью до 24 тыс. кВт обеспечивала промышленников на побережье Северного Ледовитого океана у мыса Шмидта. Такие судна были необходимы на Крайнем Севере, где разворачивалось промышленное освоение нефтяных и газовых месторождений, создавалась инфраструктура.
И в целом в те годы история Тюменского судостроительного завода и его развитие было напрямую связано с освоением тюменской нефти. В 1964 г. коллектив начал серийный выпуск нефтеналивного флота - 186 нефтеналивных барж и 40 танкеров на 406 тыс. т, которым доставляли добытое сырье на нефтеперерабатывающие заводы. Объем перевезенной ими нефти на Омский НПЗ превышает 5 млн т.
За создание плавучей электростанции "Северное сияние" коллектив завода награждён Государственной премией СССР.
В новый век задачи выполняют уже плавучие атомные электростанции, их используют для освоения Арктики.
От энергопоезда до ЛЭП и собственной генерации
14 мая 1969 года первая ЛЭП-500 подала электроэнергию из Тюмени новостройкам севера области. А строительство этой одной из крупнейших линий электропередач до Сургута протяженностью 700 км началось в 1966 году. Тогда город обеспечивался электроэнергией от нового энергопоезда. Но это решение было временным, так и сформировалась потребность в прокладке ЛЭП.
"Однако пуск линии в принципе проблему не ликвидировал, поскольку электроэнергия была необходима всей области. Кроме того, ее ввод в эксплуатацию оказался делом весьма дорогостоящим. Представители "Уралтеплоэлектропроекта" окончательно определились с выбором места под строительство ГРЭС в самом Сургуте - Марьина гора недалеко от Черной речки. Первыми руководителями были назначены главный инженер проекта строительства Анатолий Федорович Нечушкин и главный инженер управления строительства ГРЭС Евгений Михайлович Зеваков, затем начальник управления строительства Иосиф Наумович Каролинский", - рассказала в своем исследовании "Развитие электроэнергетики Сургута в 1960-1970 годах" Э. К. Мантикова, Сургутский государственный университет.
Гидроэлектростанция мощностью 1 тыс. 200 МВт введена в эксплуатацию в 1972 году. Так Сургут стал городом, не зависящим от привозных электроэнергетических источников и одновременно превратился в базовый центр электроэнергетики Среднего Приобья.
Оксана Корнеенкова