• 25 июля 202425.07.2024четверг
  • USD86,5502
    EUR94,3758
  • В Тюмени 11..13 С 1 м/с ветер северо-западный


В Тюмени создали уникальную плавучую электростанцию в 1969 году

Общество, 09:13 21 июня 2024

музейный комплекс имени И. Я. Словцова ГАУК ТО "Тюменское музейно-просветительское объединение" Плавучая электростанция «Северное сияние-01» | Фото: музейный комплекс имени И. Я. Словцова ГАУК ТО "Тюменское музейно-просветительское объединение"

Далее в сюжете Аэровокзал и троллейбусная линия появились в Тюмени в 1970 году

Уникальную плавучую электростанцию создали сотрудники Тюменского судостроительного завода. Спуск махины весом в 1,5 тыс. т с газотурбинной энергоустановкой мощностью 20 тыс. кВт состоялся 30 апреля. Тюменские инженеры и рабочие создали первый отечественный прототип, совмещающий корабль и электростанцию всего за 17 месяцев.

Из Тюмени "Северное сияние" отбуксировали в п.Черский Якутии. А в целом флагман за свою историю прошел более 10 тыс. км водных дорог по Туре, Тоболу, Оби и Ледовитому океану.

Всего коллектив тюменского завода построил таких электростанций ещё шесть. Их использовали на Колыме, Печоре, Алдане, Надыме. Станция "Северное сияние-4" с увеличенной мощностью до 24 тыс. кВт обеспечивала промышленников на побережье Северного Ледовитого океана у мыса Шмидта. Такие судна были необходимы на Крайнем Севере, где разворачивалось промышленное освоение нефтяных и газовых месторождений, создавалась инфраструктура.

И в целом в те годы история Тюменского судостроительного завода и его развитие было напрямую связано с освоением тюменской нефти. В 1964 г. коллектив начал серийный выпуск нефтеналивного флота - 186 нефтеналивных барж и 40 танкеров на 406 тыс. т, которым доставляли добытое сырье на нефтеперерабатывающие заводы. Объем перевезенной ими нефти на Омский НПЗ превышает 5 млн т.

За создание плавучей электростанции "Северное сияние" коллектив завода награждён Государственной премией СССР.

В новый век задачи выполняют уже плавучие атомные электростанции, их используют для освоения Арктики.

От энергопоезда до ЛЭП и собственной генерации

14 мая 1969 года первая ЛЭП-500 подала электроэнергию из Тюмени новостройкам севера области. А строительство этой одной из крупнейших линий электропередач до Сургута протяженностью 700 км началось в 1966 году. Тогда город обеспечивался электроэнергией от нового энергопоезда. Но это решение было временным, так и сформировалась потребность в прокладке ЛЭП.

"Однако пуск линии в принципе проблему не ликвидировал, поскольку электроэнергия была необходима всей области. Кроме того, ее ввод в эксплуатацию оказался делом весьма дорогостоящим. Представители "Уралтеплоэлектропроекта" окончательно определились с выбором места под строительство ГРЭС в самом Сургуте - Марьина гора недалеко от Черной речки. Первыми руководителями были назначены главный инженер проекта строительства Анатолий Федорович Нечушкин и главный инженер управления строительства ГРЭС Евгений Михайлович Зеваков, затем начальник управления строительства Иосиф Наумович Каролинский", - рассказала в своем исследовании "Развитие электроэнергетики Сургута в 1960-1970 годах" Э. К. Мантикова, Сургутский государственный университет.

Гидроэлектростанция мощностью 1 тыс. 200 МВт введена в эксплуатацию в 1972 году. Так Сургут стал городом, не зависящим от привозных электроэнергетических источников и одновременно превратился в базовый центр электроэнергетики Среднего Приобья.

Сергей Елесин, ИА "Тюменская линия" | Фото: Сергей Елесин, ИА "Тюменская линия"

Оксана Корнеенкова

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен