• 3 июня 20203.06.2020среда
  • В Тюмени 11..13 С 1 м/с ветер северо-западный

Оперативный штаб Тюменской области по профилактике коронавируса онлайн


Рядовые Бессмертного полка: Семён Захарович Яковлев внес вклад в разгром Квантунской армии 

Общество, 10:30 09 мая 2020

Фото из личного архива Светланы Макеевой

Далее в сюжете Рядовые Бессмертного полка: первый орден Красной Звезды Иван Кондрат получил в 19 лет

Фотографии из старого альбома позволили жительнице Тобольска Светлане Макеевой заглянуть в прошлое ее семьи.

"Когда я была маленькой девочкой, бабушка что-то пыталась рассказать о своей жизни, - написала она в редакцию "Тюменской линии". - Но все рассказанное воспринималось как сказка: хлеб без муки, дом под землей, голод, нехватка самого элементарного, тяжёлый труд на заводах и в поле… Все это казалось далеким и нереальным. Со старых фотографий альбома и портретов на меня смотрели чужие, незнакомые, мужественные и суровые лица. Они ничего не говорили и ничего не выражали. Собирая по крупицам материал, удалось немного приоткрыть тайну фотографий из прошлого. Почетное место в семейном альбоме принадлежит самой яркой фигуре – моему дедушке Семёну Захаровичу Яковлеву".

Он родился 14 апреля 1914 года в селе Маслоковецк Полтавского района Челябинской области в крестьянской семье. 15 ноября 1934 года был признан годным к строевой службе и зачислен в третий эксплуатационный железнодорожный полк. И это стало судьбой – вся последующая жизнь Семёна Яковлева была связаны с железной дорогой.

До декабря 1937 года он прослужил в полку дежурным по станции в звании старшины. 17 декабря 1937 года был уволен в долгосрочный отпуск, но уже с 30 декабря 1937 года продолжил работу дежурного по станции Чита Забайкальской железной дороги.

"В конце 30-х годов обострились отношения с Японией. И дедушку переводят на службу в третий артиллерийский полк третьего дивизиона, который нёс службу на территории Монгольской Народной Республики, - пишет Светлана Макеева. - Дивизион поддерживал красноармейские части арт-огнём, контролировал и охранял стратегические объекты, занимался ремонтом подвижного и железнодорожного состава и внёс посильный вклад в победу. К сожалению, сохранилась лишь крупица сведений, из которых было ясно, что мой дед в период с 11 мая по 20 октября 1939 года принимал участие в боях у реки Халхин-Гол".

После событий на реке Халхин-Гол, в 1940 году, Семёна Яковлева переводят на другие должности - бригадир путевого участка, и мастер пути, и начальник станции. С началом Великой Отечественной войны он неоднократно подавал заявления о призыве на фронт, но его фронт был здесь, на Дальнем Востоке. Вновь обострились отношения с милитаристской Японией, и войска были приведены в боевую готовность на восточном направлении.

На плечи железнодорожников легла тяжелая обязанность содержать весь подвижной состав в боевой готовности, быть готовыми к любым событиям, вплоть до начала боевых действий.

"Таким образом, свой посильный вклад в разгром Квантунской армии внес и мой дед, с первых дней войны, оказывая активную помощь фронту", - пишет Светлана Макеева.

С 1949 года Семён Яковлев - участник строительства железной дороги Абакан – Сталинск (Новокузнецк).

В 1970 году семья Яковлевых переезжает в Тюменскую область в город Тобольск на строительство железнодорожной магистрали Тюмень – Тобольск - Сургут. "Железку" ждали все: нефтяники, газовики, строители, геологи.

"На Тобольской земле дедушка проработал на железной дороге до 1 октября 1988 года, до преклонных 74 лет, - рассказала Светлана Макеева. - Железная дорога была делом всей жизни моего деда. Он целиком и полностью посвятил себя ей, был предан до конца жизни и привил нам любовь к этому транспорту".

"Это был очень эрудированный, разносторонний и глубоко образованный человек, - вспоминает заместитель начальника станции Тобольск Пётр Бутрик. - А как помощник начальника станции Семён Захарович был очень требовательным и ответственным".

17 апреля 1990 года Семёна Захаровича Яковлева не стало. "Но дело его продолжают, приумножают и поднимают престиж трудовой профессии и династии, мой муж и сын,- рассказала Светлана Макеева. -Они продолжили путь деда и трудятся на железной дороге, оба являются машинистами и вносят свой вклад в строительство предприятий города Тобольска и страны в целом".

Фото из личного архива Светланы Макеевой Фото из личного архива Светланы Макеевой 

Спецпроект "Рядовые Бессмертного полка" будет пополняться воспоминаниями детей, внуков и правнуков Победителей на протяжении всего года. Рассказать о своем герое может каждый.

Борис Олейник

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Архив новостей