Сергей Шатохин: перед нефтегазовой промышленностью остро стоит задача импортозамещения
Председатель Совета некоммерческого партнерства "Западно-Сибирская правовая палата", генеральный директор ЗАО Консалтинговая компания "ПРЭФИШ" Сергей Шатохин - один из организаторов секции "Роль нефтегазовых компаний в создании импортозамещающих технологий и оборудования отечественного производства", которая пройдет в тюменском технопарке в рамках VI Тюменского международного инновационного форума "НефтьГазТЭК" 17 сентября.
- Какие вопросы наиболее актуальны для российской нефтегазодобычи?
- Нефтегазовая отрасль России в 2015 году увеличила объемы добычи углеводородного сырья. Несмотря на крутое падение мировых цен на нефть и газ, рентабельность производства российских компаний достаточно устойчива, так как процессу снижения стоимости углеводородного сырья противостоит процесс практически пропорционального ослабления рубля по отношению к мировым валютам. Соответственно, неся производственные издержки в рублях, прибыль от продажи сырья нефтегазодобычики получают в долларах, что и обеспеспечивает рентабельность нефтегазового производства. Однако негативные тренды наблюдаются в инвестиционных программах нефтегазовых корпораций, потому что доступ к дешевым валютным ресурсам санкциями США и ЕС ограничен, санкционное давление также ограничивает возможности корпораций в приобретении технологий и оборудования для создания новых нефтегазодобывающих промыслов. Учитывая производственную слабость и определенную технологическую отсталость отечественных нефтегазосервисных предприятий, в случае свертывания работ на нашем рынке зарубежными сервисными компаниями, как мне представляется, проблемы появятся и уже на действующих добычных мощностях. Поэтому очень остро перед нашей нефтегазовой промышленностью встала задача импортозамещения.
- Как обстоят дела с импортозамещением в нефтегазовой отрасли?
- С осени 2014 года движение в этом направлении стало достаточно ощутимым. Правительство РФ 3 ноября 2014 года утвердило план мероприятий по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта, призванный сократить за пять лет среднюю долю импортных поставок в потреблении продукции нефтегазового машиностроения с 60 процентов до 43 процентов к 2020 году. Для проработки возможностей отечественных производителей нефтегазового оборудования по импортозамещению в текущем периоде, а также для разработки предложений по локализации производства на территории Российской Федерации в ближайшей перспективе, Минпромторг России совместно с Минэнерго России и российскими нефтегазовыми компаниями провел экспертный анализ использования импортного оборудования, материалов и технологий и определил двенадцать приоритетных направлений импортозамещения в нефтегазовом комплексе на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Большую программу организационно-правовых мероприятий в сфере импортозамещения для ТЭК разработал и выполняет непосредственно Минпромторг РФ. По информации министерства, приказом Минпромторга России от 29.01.2015 №126 создан Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования при Минпромторге России (НТС), в рамках которого сформированы экспертные группы по 11 приоритетным технологическим направлениям, а также по вопросам статистического учета, стандартизации и сертификации. В состав групп вошли представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых союзов и ассоциаций, нефтегазовых, нефтегазосервисных, промышленных и научных организаций, а модераторами экспертных групп определены представители ведущих нефтегазовых компаний.
Экспертные группы НТС провели анализ потребностей в импортном оборудовании по крупнейшим нефтегазовым компаниям для выявления конкретной номенклатуры технических средств, которые закупаются у зарубежных поставщиков. Выявлены так называемые красные зоны - группы технических средств, доля импорта которых критически высока (более 70 процентов), и отсутствие доступа к которым может привести к остановке добычного производства и, как следствие, к потенциальной угрозе национальной безопасности России. По каждой из красных зон предложены программы импортозамещения.
Для определения возможности ипортозамещения потребности нефтегазовых компаний проанализированы совместно с крупнейшими машиностроительными предприятиями (в общей сложности более 150 предприятий), а также профильными институтами и отраслевыми ассоциациями. Отобранные предприятия ведут разработку дорожных карт (сетевых графиков) по 15 приоритетным направлениям. В дорожных картах будут описаны сроки реализации необходимых мероприятий с указанием ответственных за их исполнение предприятий, меры государственной поддержки, объем государственных и частных инвестиций с поквартальной разбивкой. К концу июля 2015 года подготовлено 58 дорожных карт на общую сумму 162,2 миллиарда рублей. К 30 сентября 2015 г. Минпромторг России совместно с Минэнерго России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, институтами развития, производственными предприятиями и нефтегазовыми компаниями планирует подготовить предложения по реализации разработанных дорожных карт.
Минпромторг России совместно с Минэнерго России организовал работу по проведению анализа более 280 предприятий нефтегазового машиностроения страны в части технического, финансового и кадрового потенциала, с привлечением всех российских нефтегазовых компаний для предоставления информации по имеющемуся у них опыту работы с этими предприятиями.
Руководство страны в сложившихся геополитических условиях считает задачу ипортозамещения, а правильнее сказать импортозависимости отечественной экономики, важнейшей стратегической задачей. Для ее динамичной и продуктивной реализации 4 августа принято специальное постановление правительства РФ об образовании правительственной комиссии по импортозамещению, которую возглавил председатель правительства Дмитрий Медведев, и которая призвана координировать всю долговременную и систематическую работу по разрешению проблем импортозамещения в нашей экономике, цитирует Сергея Шатохина НП "Тюменский деловой клуб".
Соб. инф.