Рубрика: Общество

Биржа приглашает регионы на торги

Эффективная торговля, гарантия качества, надежность поставщика и покупателя – эти и другие плюсы выхода на биржевой рынок российских предпринимателей назвал управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Алексей Рыжиков.

В числе задач товарно-сырьевой биржи – формирование ценовых индикаторов на основные товары – нефтепродукты, газ, нефть, и на рынке российского рынка в том числе, за счет биржи повышается эффективность внутренней торговли страны, утверждает эксперт. А какая в том выгода индивидуальному предпринимателю? На вопросы Алексей Рыжиков ответил в интервью корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия".

– Сколько сегодня бирж в России?

– Биржа – это лицензируемый вид деятельности. Регулятором этого рынка является Банк России. Если считать по лицензиям, в стране работает шесть бирж. Московская биржа включает валютную и фондовую – это наша основная биржа, на которой происходит формирование валютного курса и курса акций. При ней есть Национальная Товарная Биржа – отдельная, на которой проводятся зерновые интервенции и развиваются торги сельхозпродукцией. В Москве на этом биржи закончились.

– Насчет индексации. Биржа помогает устаканить цены на сырье?

– Сформировать цену. Хотя слово "устаканить" здесь уместно. Есть понятие биржевого стакана, отражение на одном экране предложений на продажу и покупку товара. Происходит встреча самой высокой по цене заявки на покупку и самой низкой на продажу. На основе биржевых сделок по итогам торгового дня формируются биржевые индексы, которые будут показывать, сколько стоит товар или сырье.

Справка:

АО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (АО "СПбМТСБ") — крупнейшая товарная биржа России, через нее осуществляется около 99 % объемов организованных торгов нефтью и нефтепродуктами, газом, лесом и минеральными удобрениями. СПбМТСБ создана в 2008 году по поручению президента России Владимира Путина.

Среди представителей Тюменской области на СПбМТСБ аккредитованы 12 участников торгов, восемь клиентов участников торгов. 13 предприятий региона участвовали в биржевых торгах секций "Нефтепродукты" и "Газ природный" в 2017-2019 гг.

К апрелю 2019 на СПбМТСБ торгуют лесом и лесоматериалами представители 16 регионов страны. Биржа расширяет географию, приглашая представителей всех субъектов РФ. В июне 2019 года планируется заключение соглашений с правительствами республик Коми и Саха (Якутия), Нижегородской, Вологодской, Костромской, Владимирской и Тюменской областей.

– Участвовать в торгах могут только юридические лица. Индивидуальный предприниматель может торговать на бирже?

– Да. У нас много индивидуальных предпринимателей торгует. Из 700 человек в перечне участников торгов лемоматериалами где-то половина ИП. Но в каждом регионе по-разному. В Иркутске много экспорта. Там на бирже торгует примерно 80 % ипэшников.

– Так в чем же плюсы для частника?

– Главное преимущество – вы покупаете не у посредника, а непосредственно у производителя. Биржа дает вам систему гарантий. Если одна из сторон не исполнит контракта, клиринговая организация наложит на нарушителя санкции. Размер неустойки – в ряде случаев 5 % от стоимости товара. То есть свои деньги или свой товар вы не потеряете, плюс получите еще компенсацию.

Если же покупатель, например, не перевел деньги своевременно, в этом случае с него снимется 5 %. А производитель на следующий же день сможет заново выставить свою продукцию и реализовать ее на бирже.

Еще на бирже я как участник вижу, как торгуют конкуренты. Хотя торги анонимные, но цены-то я наблюдаю и понимаю рыночную ситуацию. У меня есть ориентир. Соответственно я выстраиваю свою биржевую политику: высчитываю маржу, позитивную для себя. И торгую напрямую.

Участник биржевой торговли защищен от налоговых претензий: Налоговый кодекс признает биржевую сделку как рыночную и не подвергает сомнению – воспринимает как догму. Это тоже плюс. Это залог спокойствия.

– Как узнать качество товара?

– Качество гарантировано. Все прописано в стандартном контракте. Тот, кто не соответствует требованиям, будет наказан. Кто пытается "кинуть" с деньгами, тоже будет наказан. То есть клиринг – это один из важнейших инструментов биржи.

Киты, на которых стоит биржа, – это подтверждение репутации участника – надежность партнера с точки зрения его происхождения. Что это не фирма-однодневка, а нормальные предприятия с хорошим балансом, реально работающие. Второе – это торговля стандартизированным товаром, все прописано в биржевой сертификации. Все нюансы, в том числе по ГОСТу, расписаны. Третий момент – это гарантия расчетов.

– Возьмем пример на Урале. Резидент Курганской области занимается лесопереработкой, закупая лес под Тобольском. Как биржа поможет в бизнесе курганцу?

– Вот он ездит из Кургана в Тобольск. А может он найдет поставщика где-нибудь ближе при той же цене, а может даже дешевле. На бирже ведь несколько производителей. Электронные торги: не хочешь – не приходи. Хочешь присмотреться – приходи. Сначала ты будешь ориентироваться, а потом захочется попробовать.

У нас пока нет тобольских базисов продаж и предложений. Наверное, вряд ли мы привлечем такого покупателя, поскольку ему нужна именно тобольская древесина. А вот когда на бирже появится предложение по Тобольску, и он сможет, заходя на сайт, видеть его… На первом этапе он начнет использовать эту информацию для торга, к которому он привык. Сейчас он приезжает: ему говорят цену, он либо соглашается с ней, либо не соглашается. Рынка нет. Есть договоренность. Есть некое творческое понимание: "Я готов отдать вот столько". А у производителя: "Я готов отдать за столько". Где-то на середине общих интересов они сторгуются. На бирже торг идет не между двумя сторонами, там одновременно много продавцов и покупателей. Может появиться сосед, о котором покупатель даже не думал.

Пример из Перми. Со времен 90-х годов было два предпринимателя – два деревообрабатывающих производства: мебельный комбинат и комбинат по изготовлению шпона. У обоих – инвестпроект. У обоих – аренда. Но, один в производстве использовал лиственные, другой – хвойные. У того и другого на арендованных участках произрастали породы, обратные нужным ему. Но из-за личных исторически сложившихся отношений – старых обид и "Я тебе ни веточки не отдам" – люди не контактировали. В результате древесина пропадала. Нам удалось за счет биржи и анонимности торгов убедить одну из сторон не востребованную часть выставлять на биржу. Так люди начали торговать.

– Про КНР. В быту вспоминается дядюшка у телевизора, который прокомментирует: "Китаю наш лес продаем, а потом нам же его и возвращают втридорога".

– Ряд предпринимателей, к сожалению, об этом не задумываются. В погоне за доступным рублем они жертвуют качеством, имиджем, будущим. Человек живет сейчас, он вперед не смотрит. К сожалению, к этому приучили за последние 30 лет. На долгосрочную перспективу работают единицы. Здесь нужна государственная политика: инвестиции в переработку и программы, создающие базисы для развития цивилизованной торговли. Работа ведется.

В силу заскорузлости прежде все эксперименты с нерезидентами сводились к тому, чтобы превратить нерезидента в резидента: выдать ему российский ИНН, после этого открывать ему счет в нашем банке и так далее. Мы должны быть более гибкими, должны создавать такие условия, при которых нерезиденты с радостью будут инвестировать. А для этого мы должны максимально упростить схему: не заставлять его "иэнэнить". Если он будет работать через биржу, то его деятельность в любом случае станет прозрачной. Все необходимые платежи будут понятны и регламентированы.

– Насчет безнала и налички: серые схемы расчета и как они влияют на рынок, особенно когда речь идет об экспорте?

– Таможенная служба публикует официальные цены продаж [реализованных сделок] экспорта в Китай. По этим данным пиломатериал стоит в два раза дешевле, чем круглый лес в Бурятии и Забайкальском крае. С другой стороны, стоит Китай, который показывает цену закупки. Эта цена говорит о том, что, например, в Забайкалье и Бурятии берут 2/3 стоимости налом, а 1/3 показывают. Пока мы не уберем массу "черного нала", будут проблемы не только в конкретной отрасли, но и во всей экономики. Нужно приучить Китай торговать с нами в безналичном режиме.

Если в бизнесе есть серый элемент оборота, придется им пожертвовать в интересах нашего государства. Но понятно, что для интересантов из России, которые сейчас действуют на рынке, – это сложный психологический момент. Своя рубашка всегда ближе к телу: убеждения тут не помогут.

Но мы в любом случае пройдем этот "полудикий" этап. "Дикий" был в 1990-х и 2000-х. Сейчас все приобретает более контролируемые, понятные, прозрачные цивилизованные менанизмы. Потихоньку пазл складывается. Надеюсь, что мы скоро доживем до того момента, когда экономическая модель в стране сформируется и заработает, будет приносить максимальную пользу. Биржа станет элементом этой модели.

Ирина Ромашкина