Рубрика: Общество

Предметы с более чем столетней историей коллекционирует житель Ярковского района

Далее в сюжете: «Хочу заговорить тем голосом, который у меня остался»: как тюменца расстреляли за личный дневник в 1937 году

Познакомиться с историей села Караульнояр Ярковского района могут любители старины в крестьянской усадьбе второй четверти XIX — начала XX века. Коллекция старых предметов безмолвно свидетельствует о быте живших здесь людей и громких исторических событиях.

По-настоящему история оживает на глазах с помощью проводника — караульноярца Михаила Иванова, который эту коллекцию собрал. В памяти он хранит истории о владельцах этих вещей. И в этой связке — от предмета к судьбе отдельного человека или семьи — удается многое понять не только об истории села, но и о нашей общей истории.

На воротах у дома по Садовому переулку — табличка: "Музей "Крестьянская усадьба" Иванова Михаила Аркадьевича". Дома на территории два. Один выстроен в 1880–1890 годах, второй — в 1911-м. Последний построил Яков Иванов — дед Михаила. В этом доме Михаил Аркадьевич родился и вырос.

В первую очередь мужчина показывает гостям предметы, связанные с трагическими событиями Гражданской войны в Караульном Яре. Предмет в рамке — чей-то нательный крестик. Уже в наши дни его нашли в Сазоновском бору. В 1921 году лес между Дубровным и Сазоново стал местом массовых расстрелов караульноярцев и жителей других ближних деревень. Захоронения обнаружили, когда добывали песок в этих местах. В этом бору был расстрелян дед Михаила Аркадьевича — Яков Иванов.

"В 1921 году события здесь были очень драматичные. Продразвёрстка была. Ходил красноармейский продотряд и всё забирал. В основном зерно, мясо. Бывало, скот. Считали, что это лишнее. Сказали, давайте будем сдавать продукты, туда, в Россию. Голод был в 1921 году. Жители, видимо, стали выступать против. Не согласны были они отдавать последнее зерно. На собрании выступала моя бабка, бойкая она была. Собрание заканчивается ничем. А утром приходит группа красноармейцев и спрашивает, кто хозяин дома. Говорят моему деду Якову Иванову: всё, выходи. А он даже на собрании не был", — рассказывает Михаил Иванов.

Что происходило дальше, караульноярцам стало известно со слов 17-летнего юноши, которого забрали вместе с дедом Михаила Аркадьевича и другими жителями. Парню удалось выжить и вернуться домой.

"Их повели в Тюмень как бы на суд. Кто-то откупился, кто-то скрылся. Всего 21 человек остался. Довели их до Покровки, ночевать в амбаре. Какой-то крестьянин подслушал и предупредил их: мужики, бегите. Вас расстреляют. Они не поверили. Чё мы побежим?" — пересказывает Михаил Аркадьевич.

Рассказавший это односельчанам 17-летний парень остался в живых благодаря одному из красноармейцев. Перед расстрелом он предупредил юношу, что нарочно в него не попадет. А мальчику, в свою очередь, нужно будет сделать вид, что пуля достигла цели, и немедля упасть, ؅будто замертво. Всё так и произошло, парень пролежал среди расстрелянных до ночи и скрылся.

Судьба хозяев второго дома, в котором принимает гостей Михаил Аркадьевич, тоже "не лучезарная", как он выражается. По воспоминаниям старожилов, здесь жили два брата. Один в Гражданскую войну пошел за красных, второй — остался со своим хозяйством. Когда красноармейцы пришли в село, брат предупредил его о грозящем раскулачивании. Семья собрала вещи и на лодке по Тоболу и через Иртыш уплыла на Север. Эта история впечатлила некоего учителя по фамилии Майгибор, который жил в этом доме в 1930-е годы. Он написал несколько картин о судьбе братьев. Единственная сохранившаяся висит на стене.

В коллекции Михаила Аркадьевича — множество предметов, связанных с бытом, работой и обычаями караульноярцев и близлежащих деревень. В числе самых старинных экспонатов — элемент свадебного наряда последней четверти XIX века, изготовленного в Комарице. Украшение на голову выполнено из воска и проволоки. Другой ценный предмет нам показывает Светлана Антипина, помощница Михаила Аркадьевича. Это язык колокола караульноярской церкви.

Большую часть коллекции, как и положено музею крестьянского быта, составляют предметы обихода. Принцип работы жерновов или звук трещетки, способный отпугивать птиц в поле, более всего любопытны детям, которые в повседневной жизни с такими явлениями и процессами не сталкивались. Михаил Аркадьевич делится историей: один из побывавших у него в музее мальчишек выдвинул занимательное предположение о назначении сепаратора — это прибор для приготовления сахарной ваты.

"Есть люди, которые говорят: ну чего ты собираешь? Может, на этом хочешь заработать, бизнес сделать? Я даже обижаюсь на это. Ну какой бизнес? — рассуждает коллекционер. — Мне интересно, чтобы сюда приходили ребятишки, знали хоть немножко нашу историю. Я теперь обращаюсь к главе местной администрации, чтобы она мне посодействовала приобрести амбар, чтобы жернова туда поставить, кросна".



Коллекцией Михаила Иванова уже заинтересовались ученые из Тюмени. Преподаватели и студенты ТюмГУ готовы изучить и описать собрание предметов, организовать экспозиции в стенах усадьбы.

О Михаиле Аркадьевиче исследователи узнали во время проектирования туристического маршрута "Тропа Стеллера". Они воссоздали и изучили маршрут, по которому в этих местах проходила экспедиция академического отряда Великой Северной экспедиции под руководством Герарда Фридриха Миллера, следующего из Тобольска в Тюмень.

Ранее эти места описывал Семён Ремезов. В своей Краткой сибирской летописи он повествует о сражении дружины Ермака с татарским отрядами у Караульного Яра. По мнению профессора Школы исследования общества и окружающей среды ТюмГУ, доктора исторических наук Натальи Балюк, богатая история села, музей Михаила Иванова будут способствовать развитию сельского туризма.

"Эти предметы позволяют познакомиться с традиционными занятиями местных крестьян: хлебопашеством, скотоводством, рыболовством, охотой, технологией выделки кожи, прядением и ткачеством. Ценность и уникальность собранных предметов в том, что они бытовали именно в этих местах, на территории бывшей Ярковской волости", — говорит исследователь.



Ученые считают, что крестьянская усадьба в находится в хорошем состоянии, но нужен ремонт внутренних помещений, установка витрин для экспонатов. В планах района — проложить твердое дорожное покрытие между с. Караульный Яр и с. Иевлево.

Впрочем, для посещения музейная усадьба открыта и сейчас. Предварительно договориться о визите можно по телефону: +79292643679 (Светлана).

Влада Нерадовская