Рубрика: Общество

Исчезнувшие некрополи: как выглядело и чьи судьбы хранило Затюменское кладбище

История любого города — это не что иное, как истории живших здесь людей. Ценные сведения о прошлом горожан утрачиваются вместе с историческими некрополями. Места памяти застраивают жилыми комплексами и промышленными объектами. В Тюмени такая судьба постигла старинное Затюменское кладбище, утерянное в советские годы.

Как оно выглядело, чьи истории хранило и при каких обстоятельствах исчезло — в материале информационного агентства "Тюменская линия" совместно с проектом "Музей воспоминаний "Мы жили".

В наши дни район Тюмени в конце улицы Полевой застроен складами, офисными зданиями, жилыми домами. Кроме памятника расстрелянным в тюменском "доме НКВД" между строительным и мебельным магазинами ничто не свидетельствует о том, что эта территория — бывший некрополь.

На плане Тюмени 1937 года видно, что улица Полевая в Затюменке упирается в улицу под названием Кладбищенская, за ней — кладбище. В 1940 году улицу Кладбищенскую переименуют в Комбинатскую (так она называется по сей день). А в декабре 1941 года в газете "Красное знамя" появится объявление о сносе Затюменского кладбища — одного из старейших в городе.



История кладбища "за Тюменкой"

По версии краеведа Александра Иваненко, место под кладбище в конце Полевой городские власти отвели в 90-е годы XIX века. Однако историк Галина Колева находит упоминания Затюменского кладбища в документах конца XVIII века. Говорится, что на нем хоронят горожан, "живущих за речкой Тюменкой".

Сведения о захороненных на кладбище в Затюменке встречаются в метрических книгах Крестовоздвиженской (до 1845 года — Воскресенской) церкви за первую половину XIX века. Так, в книге за 1841 год местом погребения солдата Тюменской пожарной команды Василия Корюнина, скончавшегося в 46 лет "от горячки", обозначено Затюменское кладбище.

Что находилось на территории этого некрополя, известно из заметки в журнале "Тобольские епархиальные ведомости" за 1882 год:

"В Тюмени существуют три православных кладбища <…> "затюменское" кладбище, отстоящее от города в 200 саженях, с каменною часовнею и караульною избою, обнесено рвом".

Часовню и караульную избу на Затюменском кладбище изобразил советский художник Вениамин Барашев, писавший виды старой Тюмени. Тюменец Максим Сухарский рассказывает, что на начало 1930-х годов караульная изба при кладбище всё еще работала: "Со слов моей бабушки, ее дядя был смотрителем этого кладбища в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Его семья жила как раз в этой караульной избе".

Левее рва, через дорогу в деревню Воронино, располагались еще два небольших кладбища — мусульманское и еврейское. Они обозначены на плане Тюмени 1921 года.

Найти какие-либо снимки Затюменского кладбища автору статьи пока не удалось. Однако предположить, как выглядели старинные памятники этого некрополя, возможно. В 2023 году в Тюмени при сносе школы на улице Красных Зорь строители обнаружили в ее фундаменте фрагменты дореволюционных надгробий. Их использовали как стройматериал при возведении школы в 1938 году. С помощью архивов волонтерам проекта "Мы жили" удалось идентифицировать памятники, привезенные с Затюменского кладбища. Среди них был фрагмент мраморного надгробия 1869 года, установленном в память об учителе Тобольской семинарии Якове Лапине. Мужчина скончался в 25 лет "от горячки".

Кто похоронен

Затюменское кладбище встречается в воспоминаниях известного тюменского художника Александра Митинского. Там он провожал в последний путь своего учителя Константина Шелудкова.

"…я не думал, что в будущем тоже буду учителем рисования и черчения, встречусь, как коллега со своим учителем Костей, буду назначать ему пенсию, хоронить и говорить на Затюменском кладбище на могиле прощальную речь", — напишет Митинский.

Константин Васильевич Шелудков родился в Тюмени в 1873 году. В 1894 году он окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств. Более 30 лет преподавал рисование и черчение в тюменских образовательных учреждениях и воспитал многих художников. Митинский обучался у него рисованию в Высшеначальном училище.

В Тюмени до сих пор живут прямые потомки Константина Васильевича Шелудкова. Единственным его сохранившимся фотопортретом и семейными преданиями с нами поделилась праправнучка Анастасия Болдырева: "Константин Васильевич познакомился с 16-летней Анной Васильевной Парфёновой, семья которой владела кожевенным производством. Ее родители были против брака, потому что "не хотели выдавать ее за сына сапожника". Константин и Анна сбежали в Екатеринбург и там тайно обвенчались, а позже вернулись обратно в Тюмень".

У Константина Васильевича с Анной Васильевной было 12 детей, но не все дожили до взрослого возраста. Большая семья проживала в двухэтажном доме в Затюменке на улице Нагорной.

О своем учителе Александр Митинский оставил трогательные воспоминания, местами забавные, из будней Высшеначального училища: "В туалетной комнате он отбирал у курильщиков папиросы, оставлял одну, говоря: "Выкури последнюю и бросай курение". Это ребятам нравилось, т. к. он не доносил инспектору или классному руководителю, как тогда назывались — классному наставнику. Позднее, когда я стал работать с ним в школах, Костя сознался, что папиросы не покупал, а курил ребячьи, а я ему и говорю: "Ребята нарочно подстраивали, чтобы вы отнимали, так как этим выражали по-своему любовь к учителю".

На Затюменском кладбище похоронены и другие известные тюменцы. Среди них — издатель, фотограф, "душа тюменской интеллигенции", один из "отцов" сибирского комикса Константин Николаевич Высоцкий (1836–1886). Этот человек первым в Тюмени открыл фотомастерскую (1866), литографию (1867), типографию (1869) и основал первую частную и вообще первую в городе газету "Сибирский листок объявлений" (1879). Подробнее о его биографии мы рассказывали в этом материале.

Краеведу Сергею Кубочкину удалось установить, что на Затюменском кладбище погребены тюменский купец первой гильдии Гавриил Тимофеевич Молодых (семья владела торговым домом "Торговля чаем Молодых"), бывший управляющий Западно-Сибирским пароходством Михаил Ефимович Дементьев, первая акушерка, работавшая в первом родильном доме, Терновская, польский повстанец, фельдшер Иосиф Васильевич Карнацевич, экипажных дел мастер Василий Ильич Калугин.

Захоронения репрессированных

"В 1937 году жители улицы Полевой обратили внимание на движение по ночам телег с укрытым пологами грузом из города в сторону кладбища. В те годы Полевая была непроезжей, поэтому странные телеги двигались по улице Затюменской, сворачивали на Пролетарскую и углублялись в левую часть кладбища от дороги на деревню Воронино", — пишет в "Новых прогулках по Тюмени" Александр Иваненко.

Позднее, после сноса кладбища в 1940-х годах, при рытье котлованов на этой территории находили большое количество человеческих скелетов с простреленными черепами.

О том, что на Затюменском кладбище закапывали расстрелянных в годы большого террора тюменцев, заговорили публично в конце 1980-х годов. В редакцию газеты "Тюменская правда" пришло письмо от пенсионерки Августы Кузьминой, которая до войны жила близ Затюменского кладбища, на улице Пролетарской. Как вспоминал видевшийся с ней журналист, автор "Книги расстрелянных" Рафаэль Гольдберг, спустя годы женщина отчетливо помнила страшный стук телег в ночной тишине. Информация о захороненных на Затюменском кладбище жертвах политических репрессий подтвердилась документами из архива.

Забытая память

В ряде источников утверждается, что Затюменское кладбище превратилось в пустырь к середине 1940-х годов. Жители близлежащих улиц в военные годы заготавливали здесь дрова, в том числе растаскивали для этих целей деревянные кресты, срубы могил и ограды. По некоторым воспоминаниям, лишь после этого власти распорядились сравнять могильные холмики и отвели это место под асфальтовый завод, построенный в 1949 году.

Вместе с тем, если проследить за газетными публикациями, шаги по ликвидации некрополя власти начали предпринимать намного раньше. О закрытии Затюменского кладбища для захоронений с 20 декабря 1937 года уведомляет тюменцев управление Горкомхоза в номере газеты "Красное знамя", датированной тем же числом. А в выпуске от 9 декабря 1941 года до сведения горожан доводится, что Затюменское кладбище сносится. Тех, кто желает перенести останки похороненных на другое кладбище, просили письменно заявить об этом в довольно короткий срок — до 1 января 1942 года. После этой даты, предупреждал Горкомхоз, "никакие претензии приниматься не будут".

В 1996 году на улице Полевой, близ территории бывшего асфальтового завода, был установлен памятный знак. Одна из досок гласит: "Здесь в 30-е годы ХХ века захоронены жертвы сталинского режима, расстрелянные в доме НКВД. Помните о них!". На другой табличке число жертв — 2 тыс. 194 человека. Памятник сделан из кирпичей здания тюменского "дома НКВД", располагавшегося на месте нынешнего библиотечно-музейного комплекса ТюмГУ на Семакова. В памятник вмонтирована железная решетка от подвального окна.

Тогда горожане, в том числе родственники репрессированных, высказывали мнение, что эту территорию необходимо превратить в мемориальный парк. Однако уже в первой половине 2000-х годов пространство бывшего кладбища начали активно застраивать. Сейчас на Затюменском кладбище стоит жилой комплекс "Олимпия". И в наши дни тюменцы, живущие там, находили следы захоронений.

"В 2018 году на территории "Олимпии" не всё было достроено, там были кучи строительного мусора, — рассказывает Екатерина Вейцель. — Однажды мы пришли на одну из детских площадок, рядом с которой были эти кучи мусора, земли, песка. Там играли дети, и я смотрю: они что-то строят из каких-то странных палочек. И я понимаю, что это, похоже, кости. Человеческие. В кучах мусора мы нашли еще кости. Мы понимали, что это, скорее всего, со времен репрессий в 1937–1938 годах. Нашли в интернете информацию, что надо звонить в полицию. Приехала полиция, я просидела с ними часа два в машине, потому что они не знали, что с этим делать. Они были не в курсе, что здесь было кладбище.

Когда мы это всё начали выяснять, мы узнали, что строители, которые рыли эти котлованы, поднимали кучу костей. И меня удивляло: как же люди не думали, что там могли быть и их предки в том числе? Как можно так бесчеловечно относиться к чьим-то останкам? Просто свалить их в кучу и не остановить работы. Я была очень возмущена тем, что не было никакого перезахоронения. В итоге полиция завернула всё это в пакетики и отдала на медэкспертизу, чтобы установить, какого года эти захоронения. Я сказала, что хочу получить заключение эксперта. Они мне дали номер телефона, и я потом звонила следователю, но он мне так и не дал ответа. Он мне говорил: "Зачем вам эти сведения нужны, вы что, как-то к этому причастны?"

Сейчас команда проекта "Музей воспоминаний "Мы жили" собирает истории похороненных на Затюменском кладбище людей, чтобы создать небольшой аудиогид по этой территории. Волонтеры надеются, что это поможет горожанам продолжать идентифицировать это место как место памяти. Если кто-то из ваших родственников был захоронен на Затюменском кладбище, отправить его историю можно на электронную почту: tekutevskoe@gmail.com либо связаться с авторами проекта по телефону: +79634912522.

Влада Нерадовская