• 8 мая 20248.05.2024среда
  • В Тюмени 6..8 С 4 м/с ветер юго-восточный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Спикер областной Думы: сейчас логичнее делать разовые добавки к зарплате бюджетников

Губернатор, 11:10 01 июля 2003

Тюмень. На сайте информационного агентства "Тюменская линия" прошла Интернет-конференция председателя Тюменской областной Думы Сергея Корепанова. В режиме реального времени Сергей Евгеньевич ответил на вопросы читателей, заданные на сайте "Тюменской линии". Предлагаем вашему вниманию полную текстовую версию встречи.

Юрий Бубнов, ведущий:

  • Добрый день, дамы и господа, уважаемые пользователи сети Интернет! Сегодня на сайте информационного агентства "Тюменская линия" пройдет Интернет-конференция председателя Тюменской областной Думы Сергея Корепанова. Он ответит на вопросы, которые поступали на наш адрес в течение нескольких дней, и на те, которые поступят к нам во время беседы.

Наша конференция доступна для пользователей сети в звуковом варианте в режиме реального времени. Посетители сайта "Тюменской линии" могут также наблюдать видеоизображение, так называемое слайд-шоу.

Разумеется, пользователи Интернета смогут ознакомиться и с текстовой версией, которая появится на сайте по мере расшифровки звука. Итак, мы начинаем

Уважаемый председатель, до каких пор дума будет оставаться мужским клубом? Не пора ли женщин уравнять в правах с мужчинами?

Надежда Ивановна

*Сергей Корепанов: *

  • Скажу, что этот вопрос меня беспокоил всегда, по крайней мере, с первого созыва, в котором я начал работать в думе. Я уже второй созыв работаю, и ничего в этом плане не было предпринято. Считаю, что женщины в думе обязательно нужны. В вопросах, связанных с семьей, материнством, детством, они, безусловно, более компетентны и более близко понимают эти проблемы. Очевидно, их голос должен был быть услышан. Но обстоятельства складываются таким образом, что у нас уже второй созыв ни одной женщины нет. Я полагаю, что одним из плюсов проведения выборов по партийным спискам по многомандатным округам, является то, что при этом в списках кандидатов в депутаты может оказаться значительное количество женщин. По спискам они и пройдут в областную думу. Это я считаю одним из немногих достоинств предстоящих выборов. Иного пути я не вижу.

Сергей Евгеньевич, как тюменские законодатели смотрятся в сравнении с соседями по УрФО? Ваша оценка регионального законодательства? И - присоединяюсь к вопросу Надежды Ивановны - пополнится ли когда-нибудь Дума депутатами прекрасного пола?

Анна, г. Ишим

Сергей Корепанов:

  • Если говорить о том как смотрится наша дума по сравнению с законодательными собраниями УрФО – смотрится она совсем неплохо. За две весенние сессии мы рассмотрели 300 вопросов, приняли 150 законов. Если говорить о почти 3-летней работе нынешнег состава думы, то мы приняли более 700 законов.

Если говорить о их качестве, то только на 211 законов были вынесены протесты прокуратурой и Министерством юстиции. Но надо сказать, что из 211 законов может быть порядка половины только были признаны действительно не отвечающие Федеральному законодательству. Мы обращались в Областной Верховный суд и примерно по половине дел выиграли. То есть я считаю, что качество нашей работы совсем не плохое. Боле того, мы проводим заседания думы ежемесячно. Есть ряд других региональных законодательных органов, которые проводят заседания думы раз в два месяца, раз в три месяца, мы же проводим их регулярно каждый месяц. Если говорить о законодательных инициативах, то экспертные группы Совета Федерации признали нашу областную думы в числе лучших по количеству законодательных инициатив, которые провели федеральные органы власти, в частности, законодательные собрания. Мы направили порядка 50 законодательных инициатив. Правда к сожалению, как и в целом по Российской Федерации, лишь 2 процента законодательных инициатив поступающих с мест, находят реальное выражение в принятых Госдумой законах и подписанных Президентом РФ.

На вторую часть вопроса об участии в думе женщин я уже ответил.

*Как можно узнать, кто является депутатом областной Думы от нашего избирательного округа (ул. К.Маркса). *

Елена, г. Тюмень

*Сергей Корепанов: *

  • Насколько я помню, улица Карла Маркса входит в избирательный округ депутата Сидоркина.

*Сергей Евгеньевич, что дают выборы в Думу по партийным спискам? в чем смысл? какова цель? *

Николай Митрошин, Тюмень

*Сергей Корепанов: *

-Я не являюсь сторонником на данном этапе, я подчеркиваю, проведения выборов по партийным спискам и установлением квоты в 50%. Я - не единственный руководитель законодательных органов, который придерживается такой точки зрения. В свое время мы проводили съезд законодателей в Москве, на котором были представлены руководители дум всех субъектов Федерации и ни один из моих коллег не сказал, что 50% депутатов нужно выбирать по партийным спискам.

Я знаю позицию Президента РФ. Мы в свое время с ним встречались, и он сказал, что цель таких выборов, чтобы люди голосовали не за личность, а за идеи, программы и партии.

Можно с такой позицией согласиться. Но, с другой стороны, я уверен, что абсолютное большинство избирателей не знают ни программ, ни идейных установок той или иной партии или движения. В лучшем случае – КПРФ, потому что она была много лет ведущей партией в нашем обществе.

Поэтому, я полагаю, что цель, которую ставит президент, вряд ли обоснованна.

С другой стороны, мы строим гражданское общество. В гражданском обществе весьма велика роль партий, движений. Поэтому с переходом на формирование депутатского корпуса по партийным спискам предполагается, что ведется партийное строительство, активизируется деятельность партий и движений. И тем самым мы будем ближе к гражданскому обществу.

Если говорить о позиции Государственной Думы, почему Дума приняла такой закон, то я считаю, что депутаты руководствовались тем, что каждая партия и движение ( а там половина депутатов выбирается по партийным спискам, а вторая половина входит в различные партийные фракции), голосуя за этот закон, они преследуют цель создать свои опорные пункты, расширить свое влияние в регионах, создать региональные отделения, штабы, а в законодательном собрании создать фракции, которые поддерживали бы их на местах. Насколько это удастся, покажет опыт.

Пока опыт избрания депутатов по партийным спискам в Свердловске показал, что депутаты один вопрос не могут по полгода решить и более. Наряду с плюсами, которые я назвал (активизация партийного строительства, привлечение женщин, молодежи), есть и минусы. Я считаю, что на заседаниях Думы при этом значительная часть времени будет потрачена на дебаты между представителями различных партий и движений. То есть, речь пойдет не только о защите прав населения, а будет спор программ.

Это меня настораживает. Второе - содержание государственного аппарата. Будь то на федеральном или региональном уровне, это дорогое удовольствие.

Деньги эти будут платиться из кармана налогоплательщика. Мы постараемся сделать все, чтобы минимизировать отрицательные последствия. Я полагаю, что мы откажемся от того, чтобы у каждого депутата было два помощника. Оставим по одному. Может быть, проведем реорганизацию в аппарате, в хозяйственном управлении, в представительстве и так далее.

*Почему решили в новой думе иметь именно 52 депутата, а не 104 ? Или, например 40, ведь уже при этом количестве соблюдается требования ФЗ, чтобы депутатов от партий было не менее 20. *

Виктор

*Сергей Корепанов: *

  • Тот, кто задает вопрос - весьма компетентен. О том, что депутатов в выборной блок партий должно быть не менее 20, я сам узнал неделю назад, когда стал читать письмо Федеральной избирательной комиссии. Да действительно, мы вначале хотели сделать всего навсего 26 депутатов, то есть на одного увеличить и сделать четное количество – 13 по одномандатным округам, 13 по партийным спискам. Но, вот эта численность, несет в себе отрицательный момент - нам бы пришлось увеличивать в два раза избирательные округа – площадь, население округов и так далее. Вместе с тем сегодня, допустим, избирательный округ номер 1, который я представлял в прошлые выборы, включает в себя Шурышкарский, Приуральский, Ямальский районы, Салехард, Лабытнанги и простирается на тысячу километров. Представляете, а если удвоить размеры избирательного округа? Физически депутат ни сможет ни объехать, ни повстречаться с избирателями, не говоря о какой-то конкретной работе. Поэтому от этого отказались и сказали, что желательно сохранить прежнее количество округов. Поэтому решили так: на юге, как и раньше, останется одиннадцать округов, по ХМАО было десять, предполагается что будет 11, поскольку численность избирателей в ХМАО сравнялась с численностью на юге области, и четыре одномандатных округа остается на территории ЯНАО. Итого получается 26 депутатов. Ну а чтобы 50 процентов избирать по партийным спискам – нужно еще добавить 26 как минимум. Я вам скажу, что 52 депутата это не много, даже это очень мало. По крайней мере, из всех сложнопростроенных субъектов РФ у нас наименьшее количество депутатов. Там есть депутатов от 70 до ста и более. То есть мы взяли минимум.

Почему так долго не менялся размер "потребителской корзины" и не повышается зарплата бюджетникам? Ведь деньги в бюджете остаются.

Стинина Анна, Тюмень

Сергей Корепанов:

  • Я согласен, что областная дума не проявляет должной настойчивости, чтобы побудить администрацию пересмотреть размер потребительской корзины. Руководство по ее расчету составлено в 1992 году, когда корзина включала в себя 25 товаров. Сегодняшняя корзина включает в себя порядка 33 товаров. Если сравнивать потребительскую корзину по Российской Федерации – она составляет более двух тысяч рублей, у нас же она составляет на душу населения 1700 рублей. Из всех субъектов, входящих в Уральский федеральный округ у нас она самая маленькая. Надо отметить, что перерасчет потребительской корзины и прожиточного минимума - это не самоцель. Если прожиточный минимум будет повыше, то большая часть населения попадет в категорию малообеспеченных и тогда из бюджета нужно выплачивать им соответствующие коэффициенты социальной помощи и так далее. Размеры социальной помощи оцениваются приблизительно в восемьсот-девятьсот миллионов рублей. Почти миллиард. Что касается прожиточного минимума, нам его все равно рано или поздно придется пересматривать, потому что это требование федеральных законов, федеральных нормативных актов.

Что касается заработной платы – тут сложнее. С 1 октября, как предусмотрено законом Российской Федерации, повышение бюджетникам будет не менее 30 процентов. Как известно, в прошлом году мы пошли на то, чтобы дважды выплатить бюджетникам разовые добавки (по тысяче рублей). В этом году мы пойдем на аналогичные выплаты. Дело в чем? Очень сложно предсказать, какой бюджет нашей области будет в будущем году. Во-первых, понижаются цены на нефть на международном рынке. Во-вторых, сложно предсказать, какое будет налоговое законодательство. Федеральный центр явно претендует на те средства, которые поступают в наш бюджет в качестве налога на недропользование. Наверное, мы сегодня могли бы увеличить заработную плату, но Конституция запрещает принимать законы, ухудшающие положение людей. А когда у нас бюджет в два раза уменьшится, мы не сможем выплатить зарплату и окажемся в безвыходном положении. Поэтому я считаю, что логичнее делать разовые добавки к зарплате. Кстати, откуда это взяли, что в бюджете остаются деньги? Денег в бюджете не остается ни копейки, напротив, мы обременены колоссальными долгами, которые область вынуждена выплачивать. А появились эти долги при прежнем руководстве субъекта Федерации.

*Тюменская область отличается от других наличием так называемых депутатских фондов. Планируется ли изменить этот порядок, ведь зачастую эти деньги работают на предвыборную кампанию депутатов? *

Заводоуковск

*Сергей Корепанов: *

  • Я понимаю, что речь идет, скорее всего, о фондах депутатских наказов. Во-первых, я бы хотел сказать, что они не работают на избирательную компанию депутатов, потому что в прошлый раз, например, я за квартал до выборов сказал, чтобы у всех депутатов эти деньги до копейки были использованы на оказание помощи гражданам и чтобы они не были тайно или явно использованы на избирательную компанию. Второе, необходимы ли эти фонды? Я считаю, что необходимы. Дело в том, что не только у нас, но и в других субъектах (правда, многие запрашивали наши документы), такие фонды есть. Хотя мы называем его фондом депутатских наказов, на самом деле, средства выделяются из резервного фонда губернатора Тюменской области. Мы принимаем наказы, направляем их губернатору, а губернатор, выделяет деньги, и мы помогаем людям. Я считаю, что это делается во благо. Это не значит, что тем самым мы подкупаем избирателей.

Другое дело, может быть, помощь не всегда оказывается эффективной. Я это не исключаю. У нас, действительно, иногда нет жесткого контроля за целевым расходованием тех средств, которые мы выделяем. Нам люди предоставляют смету, предоставляют просьбы, потом перед нами, как правило, отчитываются. Но есть масса ухищрений, когда можно послать копии в несколько организаций, которые перечисляли деньги. С тех возьмут, с других возьмут деньги, а отчитаются копией одного и того же документа. У нас по материалам счетной проверки дважды такие моменты выяснялись. В этом году у нас неприятная ситуация сложилась с фондом переселенцев из Чечни. Оказалось, что люди, учредившие этот фонд, в большинстве своем эти средства (а средства выделялись порядка 500 тысяч – администрацией и 200 тысяч из фонда депутатских наказов) расходовались руководителем этого фонда не совсем, мягко говоря, по прямому назначению. В частности, для решения вопросов именно в его семье. Здесь уже вопрос контроля. Сейчас, после этой проверки, я ужесточу контроль за расходованием этих средств. К этому делу мы подключим не только помощников депутатов, но и хозяйственное управление и т.д.

*Уважаемый спикер! Надо ли так ревниво закладывать деньги в дороги? Состоянию полотна на ул. Республики могли бы позавидовать половина других улиц областного центра? Не лучше ли было начать с них? Нет, начали резать хороший асфальт. Охота сделать показательный центр? Более насущних задач у нас нет, деньги девать некуда? *

Данила

*Сергей Корепанов: *

  • Если улица не отвечает всем требованиям дорожного движения, то ее режут, вскрывают, перекапывают и так далее. Нет лишних денег в бюджете. И если может быть даже асфальт и хорош, но а, может быть, развязка требует расширения улиц. Я бы не сказал, что просто опрометчиво кто-то вкапывает деньги, тем более что действительно, у нас денег не ахти сколько. Я в большей степени доверяю оценке большинства тюменцев, которые говорят, что за последние годы в Тюмени произошли серьезнейшие изменения в лучшую сторону: в состоянии дорог, озеленении, благоустройстве и так далее. Это, кстати, отмечают не только тюменцы, это отмечают и многие наши гости, которые приезжают в Тюмень. Поэтому я полагаю, что линия проводится правильная и являюсь сторонником. Хотя недостатков есть много. Я живу недалеко от гостиницы "Прометей" и у нас с весны до осени постоянно лужа, причем ее глубины постоянно меняются, перепады такие и порой там машины буксуют. Но как говорится, не сразу Москва строилась. Я считаю, что и до периферийных и до улиц на окраинных тоже дойдет.

*Будут ли еще проводиться выездные заседания думы? Не пора ли хоть одно провести на севере. К примеру у нас, в Сургуте? *

Антонина Петровна, Сургут

*Сергей Корепанов: *

  • Если рядовое заседание думы провести в Сургуте, в этом особой необходимости нет. Почему нет необходимости? Поскольку законы, принимаемые нашей думой, они имеют юрисдикцию только на территории юга Тюменской области. И только законы, связанные с выборами (это оговорено Конституционным судом), имеют силу на территории всей области.

Вместе с тем проведение заседаний в округах не исключено. Дело в том, что у нас есть так называемые, шесть общеобластных программ. Это, в частности, "Антиспид", "Подготовка кадров в учебных заведениях", "Энергосбережение", "Возрождение города Тобольска", "Организация рыбного промысла на юге Тюменской области". Реализацию этих программ можно было заслушать на заседании Думы в одном из городов округов. Кроме того, было бы неплохо, если бы рассматривать какие-то законы, связанные с обеспечением социальной защиты северян, предоставлением льгот людям, проживающих в районах Крайнего Севера – то эти вопросы тоже было бы неплохо рассмотреть на одном из заеданий думы. Поэтому я считаю, что нельзя исключать проведения заседания думы именно выездного в северных городах. Тем более, как показывает практика, пусть это и удовольствие дорогое и хлопотное, но результативности гораздо больше.

*Сергей Евгеньевич, в третий раз баллотироваться в думу будете? Спасибо. *

Ираида Васильевна, Тюмень

*Сергей Корепанов: *

  • Об этом рано говорить, поскольку я полтора года проработал в нынешнем созыве, а нам еще три с половиной работать, поэтому я думаю, что вопрос и ответ на этот вопрос преждевременный.

*Подпортил ли взаимоотношения с округами принятый федеральный закон об организации органов госвласти? *

Степан, Тюмень

*Сергей Корепанов: *

Скорее, он не поспособствовал налаживанию взаимоотношений между округами и югом области – это однозначно. Потому что возникли многие спорные вопросы. Вместе с тем, я считаю, что драматизировать ситуацию не надо. Потому что есть несколько путей реального выхода из создавшегося положения. Самый лучший – это заключение договора между тремя субъектами. Он кстати есть, но его надо принять с учетом принятого федерального закона, Договор сможет минимизировать отрицательные последствия закона "Об общих принципах организации исполнительных и представительных органов государственной власти" в его новой редакции.

Второй путь: округа могут обратиться в Конституционный суд (замечу, что я высказываю свою позицию, не позицию Думы). Я считаю, что эта статья закона не безгрешна.

Согласно пятой статьи Конституции все субъекты Российской Федерации равноправны в отношениях с федеральными органами власти, а здесь получается, что федеральные органы власти отдают предпочтения краям и областям. Хотя я не сторонник таких крайних мер как обращение в Конституционный суд: я сам участвовал в заседаниях Конституционного суда, и считаю, что искать компромиссы надо здесь на месте, а не там.

Третий вариант, насколько мне известно, по нему работают и тот и другой автономные округа. Они готовят ряд проектов именных законов.

Тем не менее я сторонник компромисса. И в нем юг области заинтересован, ведь терять десятки локальных инвестиционных программ, в которых участвуют правительства округов, муниципальные образования, предприятия округов, связанные с инвестициями в агропромышленный комплекс, машиностроение и так далее, нельзя. Поэтому я все-таки полагаю, что надо искать компромисс через договорную практику.

*Сергей Евгеньевич, назовите решение Думы или принятый закон, который вызывает у вас самое большое удовлетворение. И наоборот, что надо было сделать, но не сделано. *

Иван Петрович

*Сергей Корепанов: *

  • Если говорить о том чему я был рад больше всего, это то, что в последние годы нам удалось нормализовать отношения между округами и областью. За счет договорной практики, за счет сотрудничества. И что ни говорите, но те отношения, которые между округами были еще два года назад носили характер иногда вяло текущей, иногда активно текущей войны. Это было ненормально. В последние два года мы жили нормально. Потекли инвестиции из автономных округов. Многие проблемы стали решаться. Вот это, наверное, самая главная заслуга и администрации области и областной думы в том числе. По крайней мере, я как председатель для того и пошел в депутаты, что бы решить эту задачу. Так же я считаю, что наиболее значимыми являются те вопросы, которые удается решить с наибольшим трудом. А у нас приходится согласовывать многие вопросы с федеральными органами власти, затем с округами. В частности я считаю, можно в какой-то степени гордиться тем, что нам удалось сохранить определенную часть платежей за недропользование. Они составляют сейчас 56 % в бюджете области. Это тоже чрезвычайно важно для человека проживающего в области. Я полагаю, что важным является и то, что мы нашли общий язык с округами и, в конце концов, приняли поправки в Избирательный кодекс и Устав области, которые удовлетворяют и север, и юг области. Я вам скажу, что искать компромисс всегда тяжело, но когда его находишь, испытываешь истинное удовольствие.

Чем недоволен. Не удалось пока поднять прожиточный минимум и потребительскую корзину. Второе, я считаю, что нам надо еще поработать с вопросом о повышении заработной платы бюджетникам, другое дело в какой форме это будет сделано: общее повышение или разовые выплаты.

*Что это за молодежная дума в областной Думе? Кто в неё избирается ? Я не слышала, чтобы из нашего нефтегазового кто-то туда входил. *

Виктория

*Сергей Корепанов: *

Молодежная дума у нас существует уже в течение нескольких лет. Сначала она была создана как дума на базе института государства и права. Затем, в прошлом году, мы расширили ее, в ней представлены студенты всех вузов Тюменской области. Я считаю, впереди следующий этап, когда эта дума в перспективе будет не только студенческой думой, а и молодежной. В нее войдет не только студенческая молодежь, но и представители работающей молодежи. Сейчас в ней из 38 депутатов 24 представляют институт государства и права. Что ни говорите, а я считаю, что в законодательных органах должны работать юристы и экономисты. Остальные депутаты избираются в остальных вузах области. Каков порядок? На собрании курса избираются представители молодежной думы, затем они утверждаются решением ученого совета. На сегодняшний день в думе от нефтегазового университета два представителя – это Чистяков Андрей, он же является заместителем председателя областной думы, и Намятов Михаил. Так положением предусмотрено, что раз в три года происходит ротация и членом молодежной думы может быть любой из студентов пятого курса. Эта дума участвует в разработке законов, касающихся молодежной политики, ее члены участвуют в заседаниях облдумы. Я считаю, что это хорошая школа. Я думаю, что мы создали в числе первых в России. Никто не имеет такие думы. Я бывал за рубежом и видел в одном из парламентов такое формирование.

Считаю, что это очень хорошо. Ребята получают опыт общественной работы. Раньше было больше возможностей получить навыки общественной работы и общения с людьми, были пионерские организации, комсомольские. Вольно или невольно широкий круг молодежи участвовал в этой работе. Избирались лучшие, имеющие организаторские способности, умеющие работать с людьми. Такие люди постепенно росли и потом работали в партийных и советских органах. Теперь такой школы на этой стадии возраста нет и поэтому я считаю молодежная дума – это одна из форм привлечения молодежи к общественным делам.

*Ведущий: *

Сергей Евгеньевич, она не обладает правом законодательной инициативы?. Куда выливаются или уходят решения молодежной думы?

*Сергей Корепанов: *

Нет, правом законодательной инициативы она не наделена. У нас четко определено, кто обладает правом законодательной инициативы. Не так давно проводили круглый стол областной молодежной думы. Участвовали наши депутаты, депутаты молодежной думы, участвовали все структуры и институты, которые завязаны в той или иной степени на разработке молодежной концепции. И вот там к мнению молодежи прислушивались. Да, мнение их учитывается. И я считаю, это главное.

*Сергей Евгеньевич, у меня не вопрос, а пожелание: продолжайте укреплять единство области. Пусть будет больше совместных проектов, сквозных авто- и железнодорожных экспрессов (на самолетах дорого), чтобы в Сургуте я могла прочитать и по телевизору увидеть, как живут в Ялуторовске и Заводоуковске, - все мои родственники остались там. *

Анна Стинина, Сургут

Сергей Корепанов:

  • Я целиком и полностью согласен. Что касается возможности съездить на железнодорожном или автотранспорте, я пытался перечислить шесть программ, но упустил одну, она как-то связано с развитием инфраструктуры организации пассажирских перевозок – к вопросу слушательницы. А что касается информационной политики, я считаю, нам надо еще многое сделать по созданию единого информационного поля на территории всей области. Вы знаете, что по телевидению идут ролики, передачи с Ямала… В Ханты-Мансийском округе есть определенные частоты, когда включаются каналы, есть газета "Тюменские известия", учредителем которой являются три думы: Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского округов и Тюменской области. Она распространяется пусть и небольшим тиражом, но на Ямале и в Хантах… Не каждый человек может подписаться на газету: инвалид, ветеран, пенсионер, особенно тот, кто проживает на севере. Поэтому мы идем навстречу нашим избирателям и коллективу газеты, оказывая помощь в финансовом плане. Только в этом году доставка на север газеты увеличилась в семь раз.

**Ведущий:

  • Спасибо, Сергей Евгеньевич, за беседу. Думаю, она была очень интересна всем пользователям Всемирной паутины. На этом наша Интернет-конференция завершена.

С пользователями сети Интернет общался председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов. Вел Интернет-конференцию Юрий Бубнов.

Спасибо. Всего доброго. **

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен