Заслуженный спасатель России Виктор Вазенмиллер: чем сложнее пожар, тем больше азарта
Виктор Робертович Вазенмиллер - знаковая личность для областного управления МСЧ России. С виду мягкий человек, но обладающий невероятной силой духа. Он пришел в пожарную охрану в 1973 году и получил назначение в самостоятельную военизированную пожарную часть №15, где начал служебную карьеру в должности инспектора ГПН. В профессии добился больших высот – был начальником отдела службы, заместителем начальника управления оперативного реагирования, исполняющим обязанности первого заместителя начальника ГУ МЧС России по Тюменской области. О профессиональном азарте, отношении к смерти и судьбе Виктор Робертович рассказал агентству "Тюменская линия".
Я отработал в погонах сорок с половиной лет. Люблю эту работу и ценю ее. Чем сложнее пожар, тем больший азарт просыпался. Когда уходил на заслуженный отдых, психологически было тяжело, печальный период. Теперь три года на пенсии и служу в главном управлении областного МЧС начальником отдела медицинского обеспечения и охраны труда.
Я кандидат в мастера спорта по пожарно-прикладному спорту по подъему на четвертый этаж с лестницей "штурмовкой", мой результат - 18 секунд. Правда, однажды, получил травму, и с профессиональным спортом пришлось завязать. Сначала выступал на этапах всероссийских чемпионатов за сборную области, потом на местных соревнованиях. С 1973 года пять лет работал начальником караула пятнадцатой пожарной части, трудиться приходилось много, но и тогда на спорт время находил. Сейчас бегаю за ветеранов управления, играю в волейбол. Работа у нас опасная, связана с физическими перегрузками, так что надо постоянно поддерживать себя в форме.
Женился я в 1975 году. Она была по профессии экономист и работала в управлении промышленности в облисполкоме, но позже перешла на службу в центр управления силами и средствами (службу 01), долгое время была диспетчером, дослужилась до прапорщика. Так у нас образовалась пожарная династия. Родной брат, как и я, закончил омскую школу милиции, позже в тюменской пожарной охране дослужился до полковника и ушел на заслуженный отдых. Сестра работала здесь же инструктором пожарной профилактики в пожарной части. Сын закончил Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России и теперь работает в пожарной охране в Сургуте.
Конечно, жене моей тяжело приходилось. Она знала, как мы работаем и в каких условиях. Через 01 вся информация идет, звонки и радиообмен. Меня часто вызывали на пожары ночью, я говорил: "Отдыхай, у меня ключи есть". Подъезжаю после к дому, ни у кого свет не горит, только у меня в зале – жена ждет. Она умерла тринадцать лет назад. Когда ее не стало… я этот момент сильно почувствовал. Возвращаюсь с пожаров мокрый, грязный, захожу домой, ее нет. Сейчас три года как снова женат. Она врач, работает в санатории. Вообще все благополучно складывается, все хорошо.
В борьбе со стрессами помогает спорт. Бывало, приезжаешь с пожара домой отдыхать, а на следующий день тяжело в душе. В эти моменты обязательно старался развеяться - на лыжах побегать зимой, или кросс пробежать. Когда смерть жены переживал, чувствовал что трудно, иногда, такие моменты были … казалось не хочется жить. Прийти в себя тоже помогал спорт. Вернусь с тренировки из Гагаринского парка, чай попью, чувствую, жизнь продолжается.
Самая главная задача противопожарной службы - спасение людей. При этом главной причиной возгораний был и остается человек. Самое страшное – паника, особенно на объектах с массовым пребыванием людей. Бывали случаи, когда и угрозы еще нет, а люди начинают прыгать из окон многоэтажек. Вот в общежитии по ул. Мельникайте так произошло.
В 80-е годы в районах Лесобазы, Антипино, Быково тушить пожары в выходные дни было особенно проблематично – почти все пьяные, работать мешают: лезут под руки, под машины. Много пожаров происходило в Ленинском районе Тюмени, там бомжи группами в подвалах жили. Чего в их убежищах только не насмотрелся. Привычная картина - стащенные с мясокомбината обглоданные кости в одной куче, груда бутылок из под тройного одеколона - в другой. Они даже сигнализации себе придумывали. Помню, забегаю в подвал, за облГАИ, зацепилась каска за проволоку, я ее дернул и звон поднялся. Оказывается, они сделали сигнализацию из бутылок. Мы заходим в одну дверь, а они из другой выскакивают, так и гонялись.
Каждую смерть трудно переживаю, особенно если погибают дети. Как правило, их находят по два человека. Не помню ни одно случая в практике, когда бы наша служба по своему недосмотру не смогла спаси еще живого человека.
В судьбу я все-таки не верю, хоть раньше к этому и склонялся. Все зависит от человека. Например, чтобы сохранить свою жизнь нужно придерживаться элементарных правила безопасности.
В быту я более спокоен и сдержан, хотя и на работе особенных вспышек настроений не было. Стараюсь не повышать голос и не нагнетать обстановку. Нет, ну когда на пожарах и авариях работал, то шумел - мегафон на шее весел. Там порой без эмоций не обходилось, но без истерик. Кстати, работать и руководить спокойно и размеренно я научился от старших коллег - Алексея Максимовича Столярова и Геннадия Николаевича Федорова.
За успешное тушение пожаров наград накопилась не один десяток, да что там, даже сотни. Есть юбилейные, есть поощрительные, есть знаки отличия. Но, самые значимые присвоены указами президентов, всех трех. От Ельцина в 1997 году получил медаль "За отвагу" за успешное тушение пожара на ТЭЦ-2. Указом Путина в 2003 году наградили "За спасение погибавших" за тушение пожара на арбитражном суде. Есть награда от Медведева "Заслуженный спасатель России" от 2008 года. Конечно, эти награды важны в продвижении по карьерной лестнице, но, в первую очередь, это важно в моральном смысле. Поддерживает настрой.
Кристина Белоусова