Загадочная история Бенджамина Баттона: когда жизнь идет наоборот
Тюмень. Новая картина Дэвида Финчера длинна, как сама жизнь. За почти три часа герой Бреда Питта успевает родиться стариком и умереть во младенчестве.
Для Питта и Финчера это уже третья совместная работа - после фильмов "Бойцовский клуб" и "Семь". Сценарий создан по мотивам рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, и режиссер много лет адаптировал его, чтобы создать фильм.
В последний день Первой мировой войны у состоятельного и счастливого в браке Томаса Баттона рождается ребенок. Жена его не выдерживает тяжести родов и почти сразу погибает, успев лишь взять с супруга обещание заботиться о чаде. Томас поспешно соглашается, но стоит ему заглянуть в детскую кроватку, в ужасе отшатывается - вместо прелестного розовощекого малыша он видит в пеленках морщинистое чудовище.
Так Баттон-старший теряет в одну ночь и жену и сына – кричащего ребенка он оставляет у черного хода местного дома престарелых. Там малыша и находит темнокожая сиделка, которой суждено стать его приемной матерью. Она называет его Бенджамином и ухаживает за странным ребенком, не веря, что ему дано прожить долгую жизнь.
Но годы идут, а Бенджамин все больше чувствует, что он не такой, как другие обитатели дома престарелых. Его больше интересуют игры мальчишек во дворе, чем разговоры стариков. Он мечтает однажды покинуть дом и узнать, что за поворотом. С каждым днем он будто бы становится выше, морщины разглаживаются, мышцы крепнут.
В доме престарелых устоявшаяся, спокойная жизнь. Одни умирают, на их место приходят другие. Однажды к одной из посетительниц приезжает в гости внучка – рыжеволосая Дейзи. Она сразу понимает, что Бенджамин не такой, как остальные. А он, увидев ее в первый раз, влюбляется навсегда.
Встречаясь раз в несколько лет они двигались по времени в разные стороны – она взрослела, он молодел. Вот ему за шестьдесят, ей едва за двадцать. Она танцует у Баланчина и принята в труппу Большого театра. Ему пятьдесят с лишним, ей двадцать шесть, и ее карьера под угрозой. Наконец, они встречаются снова - ему за сорок, ей за тридцать, и они близки, как никогда.
Дожидаясь момента, когда у его любви к Дейзи появится шанс, Бенджамин успевает устроиться моряком на буксир, проехать весь мир, пожить в Мурманске и познакомиться с женщиной, мечтавшей переплыть Ла-Манш. Он теряет друзей в морских боях Второй мировой, пишет письма Дейзи и продолжает молодеть.
Но даже наконец обретенное счастье с любимой и любящей его женщиной не может быть вечным. Они оба понимают, что не могут противостоять ходу времени. Оно уносит их в разные стороны, и, сведя на несколько лет вместе, снова разлучает.
Бенджамин Баттон проживает свою жизнь, не ропща на судьбу. Стариком он радуется возможности стереть костылями руки до мозолей, самостоятельно добираясь домой из центра города. Позже с удовольствием драит палубы старого буксира и берется за любую грязную работу. Он не теряет с возрастом возможности заниматься любимыми делами, напротив, получает все больше.
Загадка его судьбы так и остается загадкой - он принимает это как данность. Возможно, дело в старых часах, висящих в зале ожидания вокзала в Новом Орлеане. Когда-то их сделал обезумевший от горя слепой мастер, потерявший на фронте сына. Стрелки часов двигались назад, чтобы у каждого юнца, погибшего на войне, была возможность повернуть время вспять, вернуться в родной дом и прожить настоящую жизнь.
Год за годом Бенджамин путешествует и узнает все больше. Он понимает, что ни в коем случае нельзя отказываться от своей мечты и от своей жизни, даже если кажется, что все идет неправильно. В пожелтевшем дневнике он пишет, что всегда можно начать сначала: переплыть Ла-Манш в 62 года, отправиться в Камбоджу или Индию, стать владельцем пуговичного завода, а потом продать его.
Фильм "Загадочная история Бенджамина Баттона" похож на пожелтевшую открытку начала века, герои которой, кажется, вот-вот уйдут за край картинки и не расскажут самого главного. Как кинохроника XX века, жизнь Бенджамина показывает зрителям течение времени – от 1918 года и до 2003. У каждого года есть свое очарование, каждый приносит свои новости – плохие или хорошие. Жизнь каждого человека может стать самым интересным на свете рассказом, и Бенджамин Баттон доказывает, что главное – в любой момент не бояться начать писать его заново.
Фильм заявлен в 13 номинациях на премию "Оскар", среди которых - "Лучшая мужская роль" и "Лучший фильм". Получат ли Бред Питт и Дэвид Финчер заслуженные статуэтки, выяснится 22 февраля на 81-й церемонии вручения наград Американской академии киноискусства.