Найди своих предков: что такое архивы и что надо знать, прежде чем туда идти
Как ближе узнать людей, которые приходятся вам родными по крови, но с которыми вам никогда не встретиться, потому что вас разделяет время? Понять, кем были ваши предки, помогают документы, хранящиеся в государственных архивах.
Перед начинающими исследователями семейной истории встает множество вопросов. А в архивы можно всем? Работа в архивах — это сложно? За что браться в первую очередь? Откуда в архивах может быть что-то о моем предке, если он ничем не прославился и о нем не писали в газетах? (Тут вы можете серьезно заблуждаться насчет полной безвестности ваших родственников и в ходе поисков сделать интересные открытия).
Документальные следы оставляет каждый — записи о рождении, браках и смерти, свидетельства об имуществе, личные, налоговые и алиментные дела и множество других бумаг.
К 100-летнему юбилею государственного архива Тюменской области совместно с его специалистами и Музеем воспоминаний "Мы жили" мы запускаем серию статей, которые помогут разобраться, как начать искать информацию о предках, если пока вы знаете о них очень мало.
Как устроен архив и какую информацию нужно собрать, прежде чем впервые его посетить, в этом материале рассказывает начальник отдела использования документов и оказания государственных услуг госархива Тюменской области Елена Барышева.
Что такое архив?
Определение термина дано в федеральном законе: "Архив — это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов".
Документы, отложившиеся в результате деятельности учреждения или человека, составляют документальный фонд. А та часть фонда, которая передается на государственное хранение, составляет архивный фонд.
На государственное хранение в архивы документы поступают в обработанном виде: они упорядочены, пронумерованы, подшиты в обложки (сформированы в дела) или помещены в специальные папки. Каждое дело включено в архивную опись дел.
Архивисты знают, где хранится каждый документ. В этом помогает топографический указатель — справочник, в котором прописано, в каком хранилище, на каком стеллаже и полке хранятся необходимые архивные дела.
Доступ в архивохранилище (так называется помещение для хранения архивных документов) имеет ограниченный круг сотрудников. Редкая возможность побывать в святая святых архива — это обзорные экскурсии для организованных групп, которые проводят архивисты.
Сегодня во многих российских архивах оцифрованы путеводители по фондам, доступны в электронном виде архивные описи и даже электронные копии архивных дел.
Для того, чтобы быстрее найти необходимые документы, архивисты создают обзоры архивных фондов, тематические указатели и электронные базы данных.
Ознакомиться с интересующим вас делом можно в читальном зале архива, а если есть его цифровая копия — то и на сайте архива.
В архивы можно всем? Архивные документы — это не что-то секретное?
Большая часть архивного фонда нашей страны доступна для ознакомления. Конечно, существуют ограничения в выдаче документов.
В соответствии с законодательством ограничен доступ:
— к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну (перечень таких сведений определен указом президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203);
— к подлинникам документов, находящимся в неудовлетворительном физическом состоянии;
— на 75 лет со дня создания ограничивается доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности. К таким документам можно получить доступ при наличии письменного разрешения гражданина, а после его смерти необходимо письменное разрешение его наследников.
То есть сегодня любой желающий может поработать с делами, созданными не позднее 1946 года.
Просматривать архивные документы в читальном зале или на сайте архива могут все. В первом случае необходимо оформить пропуск в читальный зал — заполнить анкету (потребуется документ, удостоверяющий личность). Для заказа и просмотра дел в электронном виде следует зарегистрироваться. Доступ к электронным копиям архивных дел вне читального зала может быть платным.
Говоря об ограничениях, также важно помнить, что несовершеннолетний допускается для работы в читальный зал архива с одним из родителей или другим законным представителем, несущим ответственность за соблюдение порядка использования архивных документов несовершеннолетним пользователем.
Какие государственные архивы есть в Тюменской области?
В регионе три областных архива — государственный архив Тюменской области, государственный архив социально-политической истории Тюменской области и государственный архив в Тобольске, а также 27 муниципальных архивов.
Что хранится в Государственном архиве Тюменской области?
За почти 100-летнюю историю госархив принял на хранение около 500 тыс. ед. хранения, из них почти 30 тыс. дел — это документы дореволюционного периода (по большей части это документы по истории Тюменского уезда Тобольской губернии, охватывающие исторический период с 1604 года).
Большая часть дореволюционных документов госархива отсканирована: онлайн можно ознакомиться с копиями метрических книг церквей и полицейских управлений юга Тобольской губернии, ревизскими сказками Тюмени 1718–1761 годов и ревизскими сказками Ишимского уезда Тобольской губернии 1815–1858 годов.
На сайте госархива доступ к электронным копиям этих документов платный, открывается на месяц и составляет 50 копеек за лист дела. Оплата выставляется по количеству листов в деле.
Бесплатно доступны электронные копии дел из раздела "Документы периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.". Здесь можно обнаружить документы районных военкоматов о призыве граждан на фронт, извещения о погибших, проходные свидетельства на вернувшихся с войны, сведения о награждениях участников войны и выдаче им удостоверений участника Великой Отечественной войны, переписку военкоматов с различными организациями и учреждениями по розыску пропавших без вести солдат.
Самый большой объем в госархиве составляют документы по основной деятельности областных исполнительных и законодательных органов власти с 1944 года, то есть со времени образования Тюменской области. Это распорядительные документы о награждениях жителей Тюменской области правительственными и ведомственными наградами, личные дела работников, работавших на предприятиях города Тюмени до начала 1950-х годов, похозяйственные книги хозяйств колхозников отдельных сельсоветов, личные дела граждан, раскулаченных на территории бывшего Тюменского и Ялуторовского уездов и множество других документов.
Однако не спешите в архивы
С чего же следует начать генеалогическое исследование? Наверно, многие ответят, что с похода в архив, но именно в этом кроется ошибка. Приступить к исследованию нужно со сбора устной истории — опроса членов своей семьи.
Для этого пригодится любое записывающее устройство: компьютер, телефон с функцией записи, блокнот. Главное — это желание открывать что-то новое про свою семью. При беседе с родными будьте готовы к тому, что про одни и те же события они могут вспоминать разные факты. Упорядочить собираемую информацию поможет вопросник, которого следует придерживаться.
В результате опросов удачей будет сбор следующей информации о конкретном человеке:
— фамилия (для женщин еще и девичья фамилия), имя, отчество;
— число, месяц и год рождения, для умершего родственника — дата смерти и место погребения;
— сословие — для рожденных до 1917 года;
— место жительства в разные годы;
— вероисповедание (важно для дальнейшего поиска информации в отношении родственников, родившихся до 1917 года);
— наличие образования, место и период учебы;
— место работы или службы, звание, должность в разные годы;
— наличие наград (орденов, медалей, знаков отличия), их названия и даты награждения;
— фамилия, имя, отчество мужа / жены и дата бракосочетания;
— имена, даты и места рождения детей (на них также составляются индивидуальные сведения).
В результате опроса у вас сформируются именные карточки в бумажном или электронном виде.
Следующий этап исследования, который можно объединить с устным опросом, это изучение семейного архива. В каждой семье хранятся подлинные личные документы членов семьи и фотографии. Оптимальный вариант — всё это отсканировать и упорядочить — подписать все файлы, распределить их по электронным папкам.
При изучении документов следует обращать внимание на любые мелочи: штампы и печати в документах, даты составления записей и выдачи документов. Это пригодится вам для дальнейшего поиска уже архивных документов.
Что можно найти о предке в Интернете, прежде чем идти в архив?
Вы опросили родных, собрали первичные сведения и документы. Что же дальше? В архив? Нет, в архив идти еще рановато. Следующий этап — работа с персональной информацией, размещенной в Интернете.
Приведем лишь несколько примеров подобных интернет-ресурсов:
— портал "Память народа". Создан министерством обороны РФ. Здесь содержится наиболее полная информация об участниках Великой Отечественной войны.
— интернет-проект "Книга памяти блокадного Ленинграда". Здесь размещаются сведения о жителях и защитниках блокадного Ленинграда в период Великой Отечественной войны, в том числе эвакуированных в другие регионы, и электронные копии архивных документов.
— сайт "Солдат.ru". Посвящен преимущественно периоду Великой Отечественной войны. Здесь опубликованы списки погибших в финском плену, похороненных на "Советском поле Славы" в Амерсфорте, книги памяти погибших уроженцев Архангельской области и другие сведения.
— база данных "Открытый список". В основе материалов сайта — данные Международного "Мемориала" (признано в России НКО-иноагентом) о жертвах политических репрессий в СССР.
— портал "Памяти героев Великой войны". Первый официальный электронный банк документов об участниках и событиях Первой мировой войны. Помогает восстановить судьбы тех, кто служил в русской армии в период 1914–1918 годах.
Какие дополнительные знания нужны для генеалогического исследования?
Вернемся к семейному архиву. При изучении документов необходимо обратить внимание на названия населенных пунктов, указанных в них. Следующим этапом вашего изучения станет работа с опубликованными, изданными, размещенными в свободном доступе справочниками по истории административно-территориальных изменений интересующего региона.
Это очень важная часть исследовательской работы. От того, на какой территории находился интересующий вас населенный пункт и в какое административное подчинение он переходил в разные исторические периоды, будет зависеть и то, в какое именно архивное учреждение следует обращаться.
Прежде чем звонить в архив, чтобы записаться в читальный зал для работы с документами, или планировать поездку в архив другого региона, изучите сайт интересующего архивного учреждения. На сайте Госархива Тюменской области размещены электронные копии изданий по истории административно-территориального деления и обзоры архивных фондов. В электронном архиве Тюменской области содержатся электронные описи дел всех архивных фондов госархива.
Чем вам предстоит заниматься в архивах
И вот вы в архиве. Здесь многие мечтают нажать в компьютере на волшебную кнопку — и на экране появится вся информация об интересующем человеке. Сразу огорчим: такое бывает очень и очень редко.
Нужно понимать, что в документах содержится точечная информация. Например, из одного документа вы узнаете дату рождения человека, из второго — место обучения, из третьего — место жительства в конкретном году. Это связано с принципом обработки и хранения документов.
Конечно, если на хранении есть сформированное личное дело, это здорово: открыв его, мы сразу узнаем много информации о человеке. Большинство документов оформлено другим образом.
Организация формирует распорядительные документы по тематико-хронологическому принципу. А это значит, что документ, например, о награждении в 1946 году вашего родственника, проживавшего в Тюмени, медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", находится в архивном фонде Тюменского областного Совета народных депутатов и его исполнительного комитета. И чтобы найти нужную запись, необходимо прочитать не один листочек, а несколько томов архивных дел со списками награжденных за 1945–1949 годы.
К чему еще следует быть готовым, работая с архивными документами? Первая печатная машинка появилась во второй половине XIX века, а это значит, что документы до этого момента и несколько лет после были рукописными. Именно рукописные документы создают немало проблем начинающему исследователю. И причина здесь даже не в неразборчивом почерке и затухающем тексте, хотя это тоже важно. При изучении рукописных документов вас ждет освоение старой орфографии и скорописи. Но если вы наберетесь терпения, то любые архивные документы откроют вам тайны прошлого вашей семьи.
Подробнее об архивных источниках генеалогической информации расскажем в следующих публикациях.
Влада Нерадовская