Торпедный катер тюменских судостроителей стоит на Поклонной горе в Москве
22 промышленных предприятия, эвакуированных с оккупированных территорий, разместили в Тюмени в первый год Великой Отечественной войны. С первых же дней они вместе с тюменскими заводами и фабриками стали работать для нужд фронта. Продукция, выпускаемая в Тюмени, была самой разнообразной.
Одно из старейших предприятий региона - Тюменский судостроительный завод перешел на выпуск военной продукции с 1941 года – сначала производил корпуса мин и боеголовок к реактивным снарядам. Затем освоил строительство торпедных катеров. К концу 1941 года были построены первые 16 торпедных катеров.
За время войны тюменские корабелы построили 165 торпедных катеров.
На Поклонной горе в Москве, Севастополе, Новороссийске и на площади Морской славы Санкт-Петербурга, в Североморске на высокие постаменты подняты торпедные катера, выпущенные в годы Великой Отечественной войны тюменскими судостроителями.
Тюменский станкостроительный завод "Механик" с первых дней войны наладил выпуск минометов и мин, а также корпусов для гаубичных снарядов. Уже в октябре 1941 года было выпущено 4 тыс. 500 корпусов мин и 3000 корпусов артиллерийских снарядов.
С середины 1943 года завод стал специализироваться на выпуске химических мин, применяемых при постановке дымовых завес.
Производство мин было развернуто и на других заводах, эвакуированных в Тюмень. Одним из таких предприятий был завод имени 10-летия Октября. К моменту начала войны он находился в Одессе. С января по август 1942 года предприятием было выпущено 70 минометов и более 50 тыс. мин различных калибров. В 1943 году он по праву занимал 3-е место среди заводов наркомата. Выпуск мин здесь продолжался вплоть до мая 1945 года.
Боеприпасы для фронта производил и еще один завод № 769, эвакуированный из г. Димитрова Московской области. Предприятию было поручено изготовление стальных головок реактивных снарядов. Из Тюмени они отправлялись в Москву на завод "Компрессор", где под руководством выдающегося конструктора В. П. Бармина выпускались знаменитые "Катюши".
В октябре 1941 года в Тюмени был размещен Таганрогский мотоциклетный завод, частично оборудование Московского и Серпуховского мотоциклетных заводов. Количество выпускаемой продукции постоянно росло. Если в 1942 году предприятие произвело 187 мотоциклов, то в течение 1943 года на фронт было отправлено 427 мотоциклов и большое количество комплектов запасных частей.
Главной продукцией завода № 241 Наркомата авиационной промышленности СССР стали десантные планеры А-7 конструкции О. К. Антонова. За время пребывания предприятия в Тюмени, им было выпущено более 600 таких планеров.
Конструкторы О. Антонов и А. Эскин разработали в Тюмени особый проект гибрида танка и десантного планера, впоследствии получивший наименование "Крылатый танк". Однако испытания этого танка, проходившие в сентябре 1942 года, закончились неудачно.
С первых дней Великой Отечественной войны стали выполнять заказы для фронта работники Тюменского фанерного комбината. Цеха предприятия были переоборудованы под производство дельта-древесины, авиафанеры и других видов продукции, крайне необходимой для предприятий авиационной промышленности.
В конце 1941 года в Тюмень был эвакуирован Московский химико-фармацевтический завод им. Л. Я. Карпова. Коллектив завода начал выпуск медикаментов с первых дней пребывания в Тюмени. Здесь производился сублимированный йод, соли кофеина, хлористый натрий, а позднее и другие препараты.
Среди эвакуированных в Тюмень предприятий был и Подольский аккумуляторный завод. С января 1942 года завод начал выпуск различных модификаций аккумуляторов. Ежегодное количество выпускаемой заводом продукции постоянно возрастало. Так, если в 1942 году предприятием было выпущено 110 тыс. аккумуляторов, то к 1944 году их число возросло до 133 тыс.
В связи с военными действиями на территории Украины, в Сибирь был эвакуирован киевский завод № 5 "Цепи Галля". Уже 2 декабря 1941 года в цехах завода приступили к изготовлению пистолетов-пулеметов ППШ. Также на заводе выпускали значки различия, столовые и чайные ложки, лыжи для фронта, цепи для комбайнов.
Электроаппаратуру для автомобилей, танков, тракторов, самолетов и мотоциклов выпускали, эвакуированные в Тюмень заводы из Москвы, Калуги и Ленинграда. К июню 1942 года завод АТЭ выпустил более 7 тыс. 700 штук наименований различного электрооборудования.
Основной продукцией Тюменского деревообрабатывающего комбината "Красный Октябрь" (ДОК) были пароконные и одноконные повозки, телеги, лыжи, сани. В военные годы спрос на них особенно возрос. Так, в 1941 году рабочие завода изготовили 881 пару лыж и 7 тыс. 320 пар лыжных палок.
Тюменский обозостроительный завод в 1944 году выпустил около 340 пароконных повозок, более 8 тыс. телефонных катушек и почти 5 тыс. 800 пар лыж.
Завод № 636 (Тюменский завод пластмасс) занимался выпуском важной стратегической продукции – жидкого бакелита различных смол, применявшихся в качестве связующего материала на предприятиях авиационной и танковой промышленности.
Борис Олейник