• 25 апреля 202425.04.2024четверг
  • USD92,5058
    EUR98,9118
  • В Тюмени 4..6 С 5 м/с ветер юго-восточный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


"Помним и гордимся": cмерть в конце войны

Общество, 18:11 08 мая 2013

До слез обидно когда твой отец, пройдя всю войну, погибает за несколько месяцев до победы. Так начала рассказ моя бабушка, Нина Николаева Ильина. Прадед погиб зимой 1945 года в Польше.

Ямов Николай Евграфович - 1900 года рождения, уроженец Свердловской области, Зайковского района, п. Красногвардейский, командир отделения 236 гвсп 74 гвардии сержант, погиб 25 января 1945 года. Похоронен в г. Лубонь, Познаньский округ, Польша, - так написано в архивной справке.

На войну Николай Ямов ушел в июне 41 года. В семье было трое детей, два мальчика и одна девочка. Бабушке на тот момент было 2 года 3 месяца. Из детских воспоминаний в памяти остался лишь высокий рост отца. Папа брал дочку на руки и очень высоко подбрасывал.

"Письма с фронта приходили регулярно. Но, о чем конкретно было написано, вспомнить не могу, маленькая была", - пожимает плечами бабушка. Зато отчетливо она помнит, что в каждое ответное письмо, мать вкладывала рисунки с контурами детских рук. Чтобы отец видел, как растут их дети.

В 43 году получили первую похоронку. Дурные вести пришли из Сталинграда. Но, спустя, какое то время пришло письмо от отца. Оказалось, перепутали. Радости не было предела. А зимой 45-го Николай Ямов погиб в бою в Польше. До окончания войны оставалось меньше 4 месяцев.

Уже спустя годы, когда бабушка жила в Тобольске отправила запрос в Красный Крест, с целью установить точное место захоронения. Пришел ответ, в котором было указано, что Николай Евграфович Ямов похоронен в Польше на советском воинском кладбище №1, могила 4/6.

Бабушка очень хотела съездить в Польшу, но в то время выехать из Советского Союза было крайне сложно. Хотя шанс побывать на могиле отца все же был. В 80-х она с мужем ездила в Польшу по путевке, и обратилась в советско-польское посольство с просьбой посетить могилу отца. Но сделать этого не разрешили, сказав, что не имеют права отрывать туристов от группы.

Сейчас на память о моем прадеде Николае Ямове в семье осталось лишь письмо из Красного Креста, парочка стареньких потертых фотографий и обрывки детских воспоминаний бабушки.

Евгений Новоселов

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен