Нужно развивать политическую культуру, считает Владимир Пискайкин
В рамках программы "Тюменская областная дума: день за днем" своими мыслями о роли и месте Тюменской областной думы в социально-политическом ландшафте региона и практической работе поделился заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению, председатель Совета регионального отделения партии "Справедливая Россия" в Тюменской области, руководитель фракции "Справедливая Россия" в Тюменской областной думе Владимир Пискайкин.
- Завершается третий год работы Тюменской областной думы пятого созыва. Чем они были для вас лично?
– Если я скажу, что эти годы были временем размышления о судьбах родины, думаю, покажусь слишком высокопарным. Тем не менее, наверное, это так. У нас огромная страна, богата ресурсами, а жизнь, соответствующую развитой стране, наладить не совсем удается. В чем причина? Не хотим верховенства права. Под разными предлогами. Пытаемся черное назвать белым, белое - серым и так далее. Демократия не заработала по-настоящему. Нет того, что называют социальной демократией, то есть такой, которая учитывала бы интересы всех более или менее значимых групп населения. По сути, у нас до сих пор большевизм. А это не дает раскрыться талантам тех, которых не большинство. Страна сама себя обкрадывает.
- Вы не новичок в политике и у вас уже есть опыт работы в Тюменской городской думе. Многие люди практически не видят разницы между различными думами: региональной, муниципальными городскими или районными. Но по закону это не так. Как вы почувствовали эту разницу после избрания в 2011 году депутатом Тюменской областной думы?
– К сожалению, большинство наших граждан так и считает. Считают, что власть одна и на практике так оно и есть. В теории – да, власти должны быть разделены, но на практике так не получается, поскольку нет механизмов, где власти разного уровня могли бы выяснять отношения. Например, Уставной суд должен быть в Тюменской области с 1995 года, а его все нет. Говорят, нет денег. Я не верю. Значит, он власти просто не нужен.
Сложнопостроенное общество, в котором в той или иной мере учитываются интересы всех всегда более устойчиво. Это доказали большие мировые ученые, философы, правоведы. Но у нас как всегда свой путь. Вместо того, чтобы идти по столбовой широкой дороге, – суверенная демократия, вертикаль власти, вставание с колен. Я до сих пор не пойму, кто нас поставил на колени. Ведь во всех войнах, в том числе и в самой страшной и разрушительной Великой Отечественной, 70-летие которой мы будем отмечать в будущем году, мы победили.
- А то, что ваши избиратели не вполне осознают этих отличий, - это хорошо или плохо?
– Это плохо. Люди не понимают этих взаимосвязей. Они не понимают, как демократия связана с колбасой и больше верят в чудеса, чем в силу идеи, в силу разума. Это печально.
Надо в корне менять все образование. У нас человек, заканчивая школу, знает какие-то формулы, но элементарно не может написать заявление, составить простой договор, выступить на публике, не знает о критериях приличного и неприличного поведении и так далее. Большевики сделали огромное дело – ликвидировали неграмотность, что в последующем позволило фактически догнать развитые страны и выйти по многим показателям на ведущие позиции в мире. Сейчас до этого далеко. Мы сами себя не можем воспроизвести.
- Как вы думаете, как можно повысить уровень политической культуры граждан? И нужно ли это делать?
– Первое и главное – это школа. Масса времени, сил, энергии, расходуемой в школе, должно быть направлено на воспитание гражданина, нацеленного на совершенствование окружающий его мир.
Люди должны критически мыслить обо всем. Быть открытыми к общественным проблемам, с желанием к преобразованию жизни. Ложь, неправда, фальсификации должны быть искоренены раз и навсегда, а наказание за них должно быть самым суровым. Только правда, искренность, тактичность, ненавязчивость, уважительное отношение позволят заинтересовать людей делами. Джентльменское отношение должно внедряться повсеместно, и мы получим на выходе достойную политическую культуру.
Дискуссии должны быть. Не спектакли, а дискуссии. Именно так, например, мы подходим к проведению круглых столов, и очередной из них на тему губернаторских выборов состоится 19 ноября в Тюменском государственном университете. Приглашаю всех, будет интересно.
- Что вам удалось реализовать в думе из того, что намеревались сделать, участвуя три года назад в выборах?
– Отчасти удалось убедить коллег из "Единой России" прислушиваться к голосу неправящих партий, представленных в думе. Теперь уже не все наши предложения отвергаются с ходу, что было еще не так давно.
Но что-либо кардинально изменить в думе пока невозможно. Сохранилось и даже можно сказать возродилось за последнее время много того, с чем боролись еще в прошлой коммунистической эпохе: формализм, бюрократизм, необязательность, равнодушие. Это не дает возможность выстроить добротную законодательную деятельность, отвлекает на пустяки, сиюминутность, влияет на степень проработанности проектов наших решений. Это вопрос серьезный.
- А есть ли разочарования? Что не получается?
– Конечно, есть. Не удается вести содержательное обсуждение, детальную проработку вопросов. Типа, не царское это дело, правительство за нас допишет. Так оно и допишет, как выгодно им, а не тем людям, кто нас избрал в областную думу. Чувствуете разницу?
- Что в большей степени влияет на вас в момент принятия решения в думе по тому или иному вопросу? Примеряете вы их на себя?
– Я всегда примеряю на себя и думаю, как люди будут с этим жить. Из всех вопросов, которые выносят на думу, я голосую примерно так: за – 50%, против – 30% и воздержался – 20%. Потому что многие вещи как бы на автомате, другие плохо проработаны, третьи – просто вредны.
- А как политика влияет на вашу позицию?
– Как она может не влиять. Политика всегда влияет на нас и занимается нами, если мы ею не занимаемся. Но я устойчив в своих убеждениях, редко руководствуюсь сиюминутными соображениями и стараюсь действовать принципиально. Советуюсь с товарищами по партии, помощниками. Ведь не зря говорят, что политика – для политиков, а законодательная деятельность – для всех. Поэтому нужно быть осторожным и работать по принципу "не навреди".
- На этой неделе начинается активная работа над бюджетом области на следующий год и предстоящий период. Как вы участвуете в этом процессе?
– Участвую непосредственно как депутат и руководитель фракции "Справедливая Россия". Есть согласительная комиссия, которая вырабатывает рекомендации.
Хотя, честно говоря, мне не нравится, как у нас разрабатывается бюджет. Как сказал недавно президент Владимир Путин, очень узок коридор планирования. Для всей страны он определил его продолжительность от выборов до выборов, а на региональном уровне складывается впечатление, что он еще от квартала к кварталу.
Мы принимаем закон о бюджете на следующий год и еще на два года вперед. Но по результату это все формально, так как если посмотреть на то, что мы утвердили на 2015 год в октябре прошлого года и то, что предлагается теперь, – это две большие разницы.
Причем практически все цифры не бьются. Налоговые и неналоговые доходы в прошлом году мы планировали на уровне 119 миллиардов 660 миллионов рублей, а сейчас эта цифра уже 105 миллиардов 758 миллионов рублей. Ошибка почти на 14 миллиардов рублей. Говорят, ситуация изменилась, санкции и тому подбное. Но ведь и по тем показателям, которые никак не связаны с санкциями, ситуация такая же. Возьмем, например, такую статью поступлений в бюджет как безвозмездные поступления. В прошлом году она планировалась на 2015 год в размере 244 миллиона рублей, а в материалах нынешнего проекта бюджета уже почти 5 миллиардов 345 миллионов рублей. Или транспортный налог. В прошлом году на 2015 год он планировался на уровне 765 миллионов, а сейчас уже на 853 миллиона рублей. Так для чего мы ломаем копья по 2016 и 2017 году, если на будущий год все будет иначе, для галочки?
Не хотелось бы думать, что у нас нет четкого понимания размеров доходов или надежных методик расчета, но я не могу представить, чтобы в бизнесе кто-то так планировал.
- Как бы вы охарактеризовали ближайшие перспективы развития социально-политической и экономической ситуации в области и в стране?
– Позитивного мало. В Тюменской области будет более или менее прилично, поскольку у руля грамотный губернатор, который понимает и жизнь, и бизнес. Но помните четыре "И" Медведева: инфраструктура, инновации, инвестиции, институты или инструменты. С этим напряженка. Они или не созданы, или малоэффективны, поэтому ожидаю роста цен, инфляцию, безработицу…
Я считаю, что одной из приоритетных задач должно стать объединение области. Это государственная задача и, думаю, это будет сделано путем отмены выборов в Югре и на Ямале или иным способом. Надо повышать эффективность везде, нужна конкуренция, резкое снижение бюрократического давления.
- Как, по вашему мнению, должна меняться Тюменская областная дума, чтобы соответствовать нынешним задачам?
– Прежде всего, думаю, дума должна омолодиться. Не радикально, конечно, но глубоких пенсионеров в ней быть не должно. При всем уважении к ним это вчерашний день, это менталитет СССР, и они вряд ли дадут широко шагать. А нам нужно идти вперед.
- Депутаты и дума работают в тесном сотрудничестве как с губернатором и правительством области, так и с муниципалитетами, с гражданами. Вас все устраивает в этом взаимодействии?
– Нет, конечно. Я не вижу нигде спора, столкновения мнений. Без этого нет движения вперед.
- А статус депутата как-то изменил вас лично? Пришлось что-то пересмотреть в жизни, в отношениях с людьми?
– Конечно. Чувствуешь ответственность, зачастую бессилие, но людям ведь всего не расскажешь. Они потому и выбрали меня, чтобы я решал проблемы. И я это делаю, как мне велит моя совесть, позволяют опыт и знания.
- Тюменская областная дума – это не только место работы, но и человеческий коллектив, в котором кроме служебных существуют и иные отношения: дружба, любовь… Как вы к этому относитесь?
– В таких отношениях не состою. В основном со всеми ровные рабочие отношения.
- У вас есть друзья среди депутатов или сотрудников думы?
– Нет. Я в каком-то смысле волк-одиночка. Друзья – за столом. Не хочу дружбу мешать с работой.
- У вас, вероятно, есть представление о том, как работают законодательные органы других регионов России. Чем, по-вашему, отличается Тюменская областная дума?
– Наша дума более спокойная, размеренная, величавая, я бы так сказал. Это больше похоже на парадный орган, чем на рабочий.
- А есть что-то, что вас раздражает в думе, что бы вы изменили?
– Раздражает эта помпезность. Не хватает деловитости в хорошем смысле слова. Они ведь тратят народные миллионы, должны помнить об этом.
- Если бы вы снова оказались в 2011 году перед выбором участвовать или нет в избирательной кампании, как бы вы поступили, имея уже трехлетний опыт работы в региональном парламенте?
– Участвовал бы обязательно. Я не жалею о своих поступках. Может, раньше я считал, что в думе боги работают, теперь вижу, что это не так.