Преподаватели ТюмГУ раскрыли секреты популярности "Игры престолов"
Философы ТюмГУ объяснили, с чем связана популярность произведений современного американского писателя-фантаста Джорджа Мартина. Их статья опубликована в "Новом филологическом вестнике", сообщает Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ.
По мнению исследователей, Джордж Мартин смог адаптироваться к новой медийной ситуации, в которой оказался и писатель, и читатель.
"Тиражи Дж. Мартина перевалили за 60 миллионов, и это не укладывается в расхожее представление о завершении эпохи человека читающего. Безусловно, определенный процент успешности обеспечен довольно качественной экранизацией. Но сюжет сериала имеет разительные сюжетные расхождения с текстом, а интерес к книге не угасает. Его успех отчасти связан с адаптацией к изменившемуся медиапространству", - пояснила доцент кафедры философии ТюмГУ Ирина Пупышева.
По ее мнению, Мартин напоминает гейм-мастера, у него огромное количество героев и они взаимозаменяемы. Реализм Мартина доходит до натурализма, а его романы все больше напоминают незаконченные серии. Исследуя "Игры престолов", философы ТюмГУ вводят понятие "медийной ситуации", подразумевая под ней возможность дополнений и интерпретаций, открытость для гипер(медиа)текстуальности, и в то же время включение чтения в более широкий процесс освоения информационного потока.
"Термин представляется нам вполне адекватным и актуальным в общем контексте теорий медиадетерминизма и цифрового сдвига", – пояснила Ирина Пупышева.
По ее словам, в новой медийной ситуации принципиально меняется именно интертекстуальность фэнтези: текст развивается при опоре как на чужие голоса (аллюзии, ссылки на тексты других авторов), так и на чужие медийные интерпретации собственных коллизий. Изменение медийной ситуации трансформирует привычные роли в триаде "писатель – персонаж – читатель". Как считают исследователи, Дж. Мартин расширяет традиционные возможности манипуляции персонажами и сюжетом. Число значимых героев столь велико, что само понятие "главный герой" утрачивает смысл. Писатель подменяет историю персонажей историей мира, в котором все персонажи либо уже являются главными либо легко могут оказаться таковыми. При этом ценность художественного мира превышает значение центральных персонажей. Избыточный характер игры (щедрое "распыление" персонажей, сюжетных ходов, психологических миниатюр) служит не столько оптимальной подаче авторской позиции, сколько погружению в эпоху и вовлечению в общее псевдосоциальное действие.
"Мартин востребован и интересен современному читателю, что, на наш взгляд, обусловлено во многом именно тем, что он органично вписывает художественный текст в общий информационный поток и позволяет читателю играть в процессе чтения", – уверены специалисты.
В 2011 году журнал Time включил Джорджа Мартина в свой список самых влиятельных людей в мире.