Тюмень в годы войны работала, лечила, воспитывала и развивалась
Ровно 80 лет назад, 22 июня 1941 года в 14 часов местного времени тюменцы услышали по радио о нападении Германии на СССР. На бывшей Базарной площади (ныне Центральной) состоялся митинг. На нем присутствовало 20 тыс. человек – это две трети населения города в те годы. На следующий день в газетах появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации. В военкоматы пришли тысячи добровольцев.
А встречные поезда уже везли в Тюмень раненых. Первых раненых город принял 3 августа 1941 года. За годы войны в Тюмени работали 11 госпиталей в 26 зданиях. В них трудились более 60 врачей, сотни фельдшеров и медицинских сестер, которые оказали помощь 70 тыс. раненых и больных воинов Советской армии. Благодаря усилиям врачей и медперсонала тюменских госпиталей 65% раненых возвращались в строй.
За годы войны в Тюмень эвакуировали 27 учреждений и промышленных предприятий из Центральной России и Украины. Чтобы сберечь производство, предприятия продолжали работать в тылу на благо фронта.
В Тюмени делали снаряды, минометы, армейские мотоциклы и аккумуляторы, электрооборудование для автомашин и танков, лекарственные препараты, обувь, обмундирование. После их объединения между собой и с местными заводами образовалось 22 предприятия, большинство из которых и в послевоенные годы составляли гордость и славу тюменского производства – аккумуляторный завод, завод АТЭ, судостроительный, завод "Пластмасс".
Война дала мощный толчок развитию рыбного хозяйства региона. Сибирякам надлежало в течение года удвоить, а затем утроить уловы и заготовки рыбы, выпуск рыбных продуктов. На это выделялись большие государственные средства. Вскоре здесь были созданы рыбопромышленные тресты союзного значения. Одновременно развивалась база строительства, ремонта и эксплуатации судов Обь-Иртышского бассейна.
В Ишим из прифронтовых городов были эвакуированы, а затем и остались здесь автоприцепный завод (ныне – машиностроительный), авторемонтный (ныне – "Ишимсельмаш"), механические мастерские (ныне – механический завод МПС), обувная и швейная фабрики.
Внесли свой вклад в победу Тобольск, Ялуторовск, Ишим.
В 1942 году из Заводоуковска на фронт уходила вчерашняя школьница — поэтесса Юлия Друнина. В годы войны сюда была эвакуирована ее семья. Здесь ее отец преподавал историю в спецшколе. С первых дней пребывания в эвакуации Юлия Друнина предпринимала попытки уйти добровольцем на фронт. Она прошла пешком от Заводоуковска до Ялуторовска, где располагался призывной штаб. Потом она напишет:
"Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в "мать"
и "перемать"
Потому что имя ближе, чем "Россия",
Не могла сыскать."
После войны Юлия Друнина неоднократно приезжала в Заводоуковск, город, где похоронен ее отец.
Осенью 1941 года в Заводоуковск была эвакуирована 1-я Московская специальная школа военно-воздушных сил (ВВС).
Школа являлась одним из звеньев советского аналога системы кадетских корпусов, в которой свое место занимали суворовские и нахимовские училища, летные спецшколы, морские и артиллерийские подготовительные училища.
" …К нашему приезду в Заводоуковск в нем сформировалось четыре "центра" жизни, - писал в своих воспоминаниях выпускник школы Лениард Михайлов, – вокзал, планерный завод, мехлеспункт и элеватор. Наша спецшкола стала пятым таким "центром", с постоянно растущим значением этого центра в жизни Заводоуковска".
За период войны школа выпустила более 550 специалистов, большинство из которых приняли участие в войне.
Здесь обучались будущие космонавты Владимир Комаров и Лев Дёмин, сын знаменитого летчика Валерия Чкалова Игорь Чкалов.
Огненное колесо войны прокатилось по всей стране, докатилось до самых затерянных ее уголков. След ее до сих пор узнаваем в судьбах людей, в развитии городов и сел.
Борис Олейник