Полевые кухни, изготовленные в Ишиме, кормили бойцов Красной Армии
Далее в сюжете В Заводоуковске установят памятник десантному планеру А-7
В апреле 1942 года из Ишима Красная Армия получила первую партию готовой продукции - 180 автокухонь. С момента эвакуации Лодейнопольского завода автоприцепов № 3 из Ленинградской области в Ишим прошло менее полугода.
Эвакуация была намечена в город Омск пятью железнодорожными эшелонам. Часть завода успела добраться до Омска. Часть была направлена в Ирбит. Намечалось влить всю эту силу в Ирбитский завод автоприцепов № 1, но осенью 1941 года стало ясно, что поместить оборудование и дать всем эвакуированным рабочие места в Ирбите невозможно. При эвакуации заводов все оборудование в количестве 144 единицы и 393 работников были переданы Ирбитскому заводу автоприцепов после решения Наркомата и главка об организации самостоятельного завода в Ишиме часть этого оборудования (28 единиц) и работников (32 человека) отправили в Ишим.
Строительство завода началось в октябре 1941 года. Для него передали площадку машинно-тракторных мастерских Наркомата совхозов. В помещениях мастерских, имевших общую площадь немногим более 1 тыс. кв. м, разместили сварочное, заготовительное и механическое отделения и инструментальный цех.
Через полтора месяца Ишимскому заводу дали задание: организовать производство автокухонь КП- 41. Завод получил название Ишимский автоприцепный завод №3. С первого дня производственной деятельности коллектив предприятия стал работать для нужд фронта. Планом было установлено в течение 1942 года поставить для фронта 1 тыс. 400 полевых кухонь КП-41 на одноосном автомобильном прицепе, 1-АП-1,5 выпускаемом Ирбитским заводом.
В условиях, когда завод строился, основную рабочую силу составляла неопытная и слабо обученная производственным профессиям молодежь, задание это казалось непосильным. Но работники завода старались. 250 человек по 11-14 часов не уходили со своих рабочих мест: строили цеха и делали полевые кухни. В апреле 1942 года от Ишимских машиностроителей Советская Армия получила партию готовой продукции 180 автокухонь.
Систематический срыв поставок деталей для прицепов не давал возможности ишимцам выполнять установленный план. Руководство Ишимского завода решило наладить производство прицепов 1-АП-1,5 под автокухни собственными силами. В течение августа — сентября в цехах завода освоили производство всех деталей прицепа. Последние числа сентября 1942 года были днями большой трудовой победы коллектива: из цехов вышла первая партия в 30 автокухонь КП-41 на прицепах 1 -АП-1,5 полностью изготовленных самостоятельно.
В конце 1944 года начали подготовку к выпуску для армии новой продукции, а в начале 1945 года завод перешел к серийному производству полевой кухни КП-42, которая выпускалась до конца войны.
При подготовке текста использованы материалы книги Анны Аржанниковой "Промышленные предприятия в годы Великой Отечественной войны в Ишиме".
Борис Олейник