• 2 декабря 20242.12.2024понедельник
  • В Тюмени -1..-3 С 2 м/с ветер юго-западный


Петр Падалкин: в Тюменской области произошли разительные перемены

Общество, 14:30 05 августа 2014

Тюменская линия Петр Падалкин (на переднем плане) | Фото: Тюменская линия

Далее в сюжете Анатолий Клиндухов: месторождения Среднего Приобья принесли в Тюменскую область технический прогресс

Стремительность и масштабность перемен, которые произошли в Тюменской области со дня ее основания, для ветерана Ямала Петра Падалкина объединила единственная 80-километровая дорога, связывающая Салехард с Аксаркой.

"Когда я работал в окружных партийных органах и ехал на комсомольскую конференцию в Аксарку, мое гужевое средство передвижения преодолело этот путь почти за сутки, - рассказал он на презентации информационного проекта "Место рождения: Тюменский край" в пресс-центре информационного агентства "Тюменская линия". - Лошадку надо было покормить, дать ей отдохнуть и самим поесть. В 2013 году я был на Ямале, и этот путь мы проделали на 40 минут".

В ту пору, по словам ветерана, ритм жизни северного региона диктовали расстояния. К месту своего распределения в поселок Красноселькуп после Воронежского медицинского училища молодой специалист добирался целую вечность по нынешним временам – более трех месяцев. От Тюмени до Салехарда быстро - две недели ждали пароход и неделю шли по великой Оби. А от Салехарда до Красноселькупа – не очень быстро, чуть больше двух месяцев. Это был 1950 год.

"Вначале пытался улететь до Тазовского самолетом. Тогда летала американская "Каталина" - но погоды нет то в Салехарде, то в Тазовском. Потом пытался попасть в Тазовский на теплоходе "Микоян", но караван в Обской губе был разбит, и мы вернулись в Салехард. И только 20 октября удалось вылететь на аэродром 501-й стройки и добраться в Красноселькупа. Тогда это был край, богом забытый", - отметил Петр Падалкин.

Среди коренных жителей Ямала – ненцев, ханты, селькупов – в ту пору, по его словам, не было ни одного инженера. Самыми образованными людьми, а их было около 50 человек, среди коренных малочисленных народов были выпускники окружных зооветтехникума, педагогического и медицинского училищ. Теперь ненцы, ханты, селькупы трудятся во всех отраслях экономики Ямала, занимаются наукой, пишут книги и снимают кино. В то время на Ямале удалось сохранить одну из самых уникальных цивилизаций современного мира - традиционный уклад жизни оленеводов.

С открытием нефти и газа на Тюменском Севере темпы жизни стали диктовать не расстояния, а время и сроки. В кратчайшие исторические сроки – каких-то тридцать лет – на Ямале построены новые города, железные и автомобильные дороги, современные аэропорты.

"Перемены произошли разительные. В ненецких чумах, где в пятидесятые годы не всегда хватало дров, чтобы обогреться, дети смотрят телевизор, а муж-пастух по мобильному телефону разыскивает жену, которая ушла в тундру за ягодами", - рассказал ямальский ветеран.

Неузнаваем стал и Салехард – современный, уютный и комфортный город. "Хорошо, что мы без особого ущерба пережили лихие 90-е годы, когда все шло на раскол. Хорошо, что нашлось немало людей, которые видели перспективу региона не в разъединении, а в совместном развитии. Теперь действует программа "Сотрудничество", которая работает в интересах всех трех субъектов Федерации", - считает Петр Падалкин. Проект "Место рождения: Тюменский край", по его мнению, - это очень хорошая затея, ведь история у нас общая.

Владимир Беседа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен