Полный текст послания губернатора Владимира Якушева Тюменской областной думе
Уважаемые депутаты Тюменской областной думы! Уважаемые почетные граждане, представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления! Дорогие тюменцы!
Жить в такое время, как наше, – великая честь. И великая ответственность. О чести и ответственности тюменцев я и буду говорить сегодня.
Все последние годы стабильное развитие регионов и территорий России (в авангарде которого неизменно была наша область) наращивало совокупную силу нашей страны. Рано или поздно количество должно было перейти в качество – и вот это произошло. Скачок в новое состояние, сообразно законам диалектики, оказался стремительным. К тому же он был ускорен бурным и трагическим течением кризиса в соседней Украине – в стране, с которой мы связаны многовековыми экономическими, социальными, культурными связями, живыми семейными и личностными узами. Конечно, к этой беде мы не могли отнестись безучастно.
События приняли такой оборот, что стало ясно – Россия вернула себе статус одного из глобальных "центров силы". Не все наши партнеры оказались способны разумно отреагировать на свершившуюся перемену (да и не всех она обрадовала). Тем самым сложилась новая палитра рисков – не только для России, но и для всего мирового сообщества.
Сегодня все россияне – и по отдельности, и вместе, а значит, и каждый субъект Российской Федерации – сдают своего рода "государственный экзамен". На нем проверяется наше умение обновляться, не изменяя себе, – хранить верность и наследию нашего славного прошлого, и выстраданной нами мечте о будущем. На нем проверяется наша способность энергично и результативно отвечать на новые, в том числе принципиально новые, исторические вызовы.
И знаете, какой вызов я считаю главным? Психологический. Сейчас очень велик соблазн усвоить психологию "осажденной крепости", занять круговую оборону от реальных и вымышленных врагов. Это проще всего, но это путь в никуда. Осажденная крепость чаще всего капитулирует, а нам, в который раз в нашей истории, нужна победа. Мы не в осаде – напротив, мы оказались на оперативном просторе. Инерционное развитие более невозможно – значит, мы можем и должны найти радикально новые решения и подходы, пересмотреть и модернизировать привычный политический и административный инструментарий. Вырваться из накатанной и, что греха таить, уже разбитой колеи и утвердиться на тех стратегических высотах, о которых раньше даже не смели мечтать.
Подлинная национальная и региональная мобилизация – в том, чтобы жить, твердо держась на собственных ногах, а не в том, чтобы отползать обратно в режим выживания.
И у нас есть твердая почва под ногами. В Тюменской области создан прочный, комплексный потенциал уверенности в собственных силах. Так, мы обоснованно гордимся темпами социально-экономического развития области. О них обстоятельно говорилось в ходе празднования ее 70-летия. Не буду повторяться, ограничусь только одной иллюстрацией: региональный индекс промышленного производства в последние годы устойчиво находится в диапазоне от 110 до 116 процентов. Между прочим, примерно такие же темпы показывал Китай, который принято считать примером наиболее бурного роста.
Как видим, Тюмень росла не хуже! Кстати, каждый автомобилист знает, что запас набранной скорости дает бóльшую свободу маневра. Такая свобода у нас есть. Еще и потому, что областное хозяйство стало подлинно диверсифицированным – сырьевые, промышленные, аграрные производства, строительный, торговый и сервисный сектора гармонично дополняют друг друга.
Динамично развивается – не только количественно, но и качественно – социальная сфера. Последние два года Тюмень лидирует среди регионов Российской Федерации по одному из важнейших показателей – по объемам ввода жилья в расчете на одного человека. Поставленная Президентом России задача – к 2020 году строить по одному квадратному метру жилья на человека в год – нами была выполнена уже в прошлом году. Насыщается и уплотняется сеть социальных объектов. В среднем за последние восемь лет ежемесячно – ежемесячно! – передавалось в эксплуатацию (новым строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, установкой модульных конструкций) в образовании 11 объектов, в здравоохранении – 8, в спорте – 5, в культуре – 2. Причем среди этих объектов не только рядовые, но и истинные жемчужины: "Медицинский город", ялуторовский ледовый каток, уватский биатлонный комплекс, областная научная библиотека, тюменский и тобольский драматические театры.
А главный компонент нашего "запаса прочности" – тот огромный капитал личного, социального, политического доверия, который я уже называл главной особенностью тюменского духа, тюменской истории, тюменского характера. Вы знаете, я как-то прочел, что одной из любимых организационных форм знаменитого тюменского купечества были так называемые "товарищества на вере". Мне кажется, это удачный образ, метафора для всего тюменского регионального сообщества. Мы здесь составили "товарищество на вере". И в нем – наша сила. Доверие и дает нам уверенность – не случайно эти слова однокоренные. Тюменская консолидация – уже не лозунг, а реальность, что подтвердили и итоги недавних губернаторских выборов. Пользуясь случаем, еще раз благодарю всех тех, кто поддержал меня в ходе той кампании. Спасибо.
Но теперь весь этот потенциал нашей "коалиции успеха" должен быть отмобилизован и развернут на решение задач нового уровня и повышенной сложности. Все мы знаем, что впереди непростые времена.
И главное, что надлежит понять, – с одной стороны, никто в Тюменской области больше не может позволить себе легкомысленного обращения с ресурсами любого рода, их разбазаривания и даже хоть сколько-нибудь неэффективного, нерачительного использования. Любое снижение, фигурально выражаясь, "коэффициента полезного действия" будет рассматриваться как действие вредное - и жестко пресекаться. Жить по пословице "Спи: государь казны пришлет" больше не получится.
С другой стороны – и тут потребуется уже высший управленческий пилотаж – мы все должны освоить искусство мгновенного, адекватного и результативного реагирования на новые вызовы, научиться экстренному купированию внезапно возникающих рисков. Ход исторического времени резко ускорился; теперь придется не только быстро ехать, но и быстро запрягать; кто замешкается, проиграет сам и подведет товарищей.
Именно из этих императивных требований мы исходили, работая над главным инструментом управления развитием, имеющимся в распоряжении Правительства области, – над очередным трехлетним бюджетом. Остановлюсь на двух его важнейших качественных характеристиках.
Первое: это бюджет преемственности. Мы сохраняем все долгосрочные программы и все основные мероприятия в их составе. Более того, мы сохраняем в неприкосновенности наш базовый стратегический ориентир – очередное удвоение областной экономики к 2020 году (по отношению к 2012-му). Именно для того, чтобы не отказываться от достижения этой амбициозной цели, мы провели инвентаризацию и сокращение второстепенных, факультативных позиций и статей расходов. Как говорят в спортивном мире, "высушили мускулатуру". Новый бюджет более "мускулистый", чем любой из прошлых. И при этом он по-прежнему социально ориентирован! Расходы на социальную сферу составляют половину общего объема бюджетных затрат. Перемена в другом: мы не намерены ни механически "заливать деньгами" имеющиеся в этой сфере проблемы, ни хирургически "оптимизировать" бюджетную сеть. Да, эффективность бюджетных учреждений подлежит решительному наращиванию, но ее повышение будет обеспечено не директивным путем, не "сверху" (это бюрократическая утопия), а передачей полномочий и ресурсов "вниз" – передачей избирательной, адресованной только тем, кто уже доказал на деле свою способность разумно распорядиться имеющимися средствами. Такие маяки и флагманы в области есть – назову, к примеру, оздоровительные и реабилитационные центры "Согласие", "Красная гвоздика", "Пышма". Есть, впрочем, и "образцы" обратного свойства. Что ж, кроме пряника, у нас найдется и кнут... Но только такой подход позволит нам избежать какого-либо урезания мер социальной поддержки граждан. В числе безусловных приоритетов сохранилось исполнение майских (2012 года) указов Президента Российской Федерации, на их реализацию в ближайшее трехлетие будет направлено порядка 30 млрд рублей.
Второе: это бюджет развития. Мы не перестаем вкладываться в транспортную инфраструктуру области, в дороги, развязки, аэропорт – то есть в "опорно-двигательный аппарат" нашего социального организма. Мы сохраняем все основные направления и формы государственной поддержки промышленности, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства. На переднем крае битвы за экономический рост – конечно, частные предприниматели. Но "патроны" мы им будем подносить и впредь. Несмотря на тревожную ситуацию в мировой и национальной экономике, в регионе будет сохранен весь пул налоговых льгот, направленных на формирование благоприятной инвестиционной среды и делового климата, поощряющего расширение действующих производств и создание новых. Равным образом не подлежат секвестру объемы бюджетной поддержки инвестиционной активности в муниципальных образованиях и развития территорий – последние даже увеличиваются.
Но надо понимать: мы не можем ни развиваться во всех направлениях сразу, ни отрабатывать в инерционном режиме замыслы и заделы прошлых лет. Ситуация изменилась, и, в соответствии с ней меняются точки концентрации и векторы приложения общественных, хозяйственных и управленческих сил. Ключевые пункты актуальной повестки дня достаточно очевидны. Но мы знаем, что ошибки, да и просто медлительность в исполнении способны испортить самую разумную идею. Об этом следует поговорить подробнее.
Импортозамещение – категорически важная задача для всей страны, а тем более для нашей области, традиционно специализированной на нефтегазовом сервисе. Мы действительно слишком долго предпочитали развитию собственных разработок покупку готовых продуктов и решений, особенно высокотехнологичных. Но зависимость от импорта не может быть устранена одномоментно и тотально, и даже выдвигать такого рода предложения вредно – дров наломаем, средства растратим, а результат не будет достигнут. Импорт должен замещаться прицельно, селективно и, главное, планомерно, без кампанейщины. Иначе в случае улучшения внешней конъюнктуры (а такая вероятность существует) мы снова с облегчением вернемся в прежнюю ловушку - и подставим себя под новые удары. Отсюда следует, что программа импортозамещения должна формироваться в порядке плотного взаимодействия региональной индустрии (не исключая ни головных офисов присутствующих у нас крупных корпораций, ни малого и среднего бизнеса, в том числе – и даже в первую очередь – инновационного), академической и прикладной науки и органов власти. Мы должны абсолютно предметно, спустившись на уровень конкретной товарной номенклатуры, понять: что именно, кто именно, для кого именно, в какие именно сроки и в каких объемах готов произвести. И всеми властными ресурсами поддержать соответствующие декларации о намерениях, к сбору и систематизации которых я поручаю моим заместителям Олегу Зарубе и Вадиму Шумкову приступить немедленно.
Прорыв тюменских производителей на внешние рынки. Внешние в широком смысле слова – и общероссийские, и мировые. Отдельные отрасли областного производства на них более или менее представлены и сейчас – прежде всего нефтехимия, газохимия, деревообработка, отчасти агропром. Но это лишь малая толика возможного и необходимого. Для ее наращивания нужно использовать тот же подход – скрупулезный анализ имеющихся рыночных ниш и возможностей их заполнения.
Например, Антипинский нефтеперерабатывающий завод реализует на внешних рынках большую часть своей продукции. При этом физические объемы производства после реализации проекта третьей очереди в разы превысят объемы по первой и второй очереди. Третий этап позволит сдвинуть структуру производства в сторону увеличения выработки и ассортимента светлых нефтепродуктов с гораздо более высокой добавочной стоимостью и дать колоссальный эффект не только в том, что касается текущей нормы прибыли, но и в плане выхода на новые рынки! Этот сдвиг в планах развития Антипинского завода предусмотрен и подлежит скорейшему осуществлению. Или возьмем наше сельское хозяйство. Его успехи я отмечаю в своих посланиях из года в год, и совершенно заслуженно. Но не будем закрывать глаза на то, что в состав валового регионального продукта оно дает менее 10 процентов!
Да, даже в этих условиях удалось гарантировать продовольственное самообеспечение области – естественно, по тем позициям, по которым оно объективно достижимо. Но разве мы можем удовлетвориться сделанным? Рецепт успеха давно известен: переработка, упаковка, продвижение, брендирование тюменского продовольствия. Но мы им почему-то стесняемся пользоваться, хотя количество точек входа на широкие рынки благодаря режиму санкций только увеличилось – и по мясу, и по молоку, и по рыбе, и по семенному картофелю... Да что там: марийский, башкирский, алтайский сыр на прилавках дорогих столичных магазинов появился мгновенно. А ишимского нет. И не потому, что он хуже. А потому, что о нем просто не удосужились рассказать за пределами области (да, честно говоря, и за пределами Ишимского района не особенно старались). Так больше нельзя. Как, впрочем, нельзя мириться и с безобразным положением дел по выводу на рынок продукции фермерских хозяйств и личных подворий. Поручаю моему заместителю Владимиру Чейметову и главам районных и сельских муниципальных образований в течение следующего года кардинально изменить эту ситуацию, сковывающую экономическую энергию тюменского крестьянства. Проверю!
Конкурентоспособность области в целом, областных производств, областных торговых марок и отдельных товаров. Ведь понятно, что без конкурентоспособного качества нельзя всерьез говорить ни о замещении импорта, ни о наращивании экспорта. Но объемность, многогранность самого понятия конкурентоспособности мы, к сожалению, осознаем еще заметно хуже... конкурентов.
Так, мы склонны рассматривать коррупцию как изолированную, вечную и, в общем, нерешаемую проблему – дескать, не худшие мы по этому параметру, ну и довольно. Мы и впрямь не худшие, это правда. Но ведь и каждый выявленный случай коррупции в сфере государственного управления, и каждая сделанная публичным достоянием победа над ней имеют колоссальный мультипликативный эффект, прямо влияющий на совокупную конкурентоспособность региона! Просто сравните возможный эффект новостей: "в Тюмени воруют" – и готово дело, репутационные издержки становятся на порядок выше объемов собственно украденного. "В Тюмени больше не воруют" – и выгоды растут, в том числе и для тех, у кого хватило ума (и инстинкта самосохранения) перестать воровать.
Или еще одна наша проблема, степень влияния которой на конкурентоспособность региона, похоже, недооценена - халатное, безответственное отношение к собственным конкурентным преимуществам. Одной рукой мы вкладываем немалые деньги в создание новых промышленных парков и площадок, в опережающее подключение сетей, чтобы инвестор пришел на все готовое. И правильно делаем – инвестор разборчив, на иных условиях он не придет. Но другой-то рукой мы уничтожаем уже подготовленные для индустриального использования территории! За последние годы с карты Тюмени исчезли 7 промышленных предприятий. Да, в большинстве своем это были устаревшие заводы, но об их реновации никто даже не задумался! Все продано под жилую застройку. Собственники, эти, выражаясь словами Салтыкова-Щедрина, "рыцари первоначального накопления", предпочли стратегию "сбагрить и свалить", и никто им не предложил – я уж не говорю "не навязал"! – альтернативный и более соответствующий подлинным интересам области вариант. Да одна текстильная фабрика "Кросно" занимала почти 40 гектаров отлично оснащенных промышленных площадей, расположенных прямо на Транссибе! Многие другие регионы о таком конкурентном преимуществе могут только мечтать, а мы теперь можем только вспоминать. Но подобного легкомыслия мы себе больше не позволим. Важнейшим инструментом тюменской промышленной политики, подготовленным в рамках плана "Индустриализация 3D", станет развертывание новых форматов функционирования индустриальных парков и особых экономических зон регионального уровня. Необходимая нормативно-правовая база уже почти подготовлена. Рассчитываю, что депутаты Тюменской областной Думы активно включатся в законопроектную работу на этом направлении.
Уверен, что распутать клубок этих взаимосвязанных проблем, найти новые ресурсы развития, в том числе финансовые, способно государственно-частное партнерство. Но это все еще довольно абстрактное понятие должна быть преобразовано в набор совершенно конкретных практик:
1. повышение эффективности работы учреждений бюджетной сферы;
2. модернизация областной инфраструктуры;
3. выстраивание новых производственно-сбытовых цепочек (как внутри региона, так и выходящих за его пределы);
4. содействие коммерциализации инновационных разработок;
5. гибкая настройка и фокусировка механизмов проектного финансирования;
6. установление тесного взаимодействия между недавно созданным на федеральном уровне Агентством кредитных гарантий и Инвестиционным агентством Тюменской области.
Всем этим органы власти должны и будут заниматься буквально в ежедневном режиме. Жить в соответствии с народной мудростью: "Был бы ум, будет и рубль, а не будет ума, не будет и рубля".
Позитивные примеры интенсивного продвижения по отдельным направлениям государственно-частного партнерства уже есть. Так, к набравшей масштабные обороты программе компенсации первого взноса по договорам лизинга мы добавили инвестиционные займы, выдающиеся на пять лет под ставку 7 процентов годовых. Только в текущем году суммарный объем поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по этим двум каналам составил более 750 млн рублей. И результат налицо – десятки новых производств, сотни новых рабочих мест, тысячи единиц нового оборудования. Но он мог бы быть еще выше, если бы мы ускорили важнейшее дело упрощения и удешевления основных процедур, сопутствующих запуску инвестиционных проектов, таких, как регистрация предприятий и прав собственности, вхождение в кадастровый учет, присоединение к сетям энерго- и газоснабжения, получение разрешений на строительство и так далее. Полная информация по лучшим российским практикам в этой сфере уже направлена всем ответственным лицам области. Давайте внедрять разработки коллег из других регионов; давайте не ограничиваться заимствованиями, а изобретать свои подходы и методы. Но давайте шевелиться! Это и будет настоящим партнерством, настоящим товариществом. Петр Великий некогда заметил: "Наша коммерция и без того как больная девица, которую не должно пугать или строгостью приводить в уныние, но ободрять ласкою". Коммерцию, бизнес нужно именно ободрить!
Следующий предмет нашей заботы – кадры, человеческие ресурсы. Главный ресурс развития Тюмени – сами тюменцы, и прежде всего - тюменская молодежь. Этой теме мы и раньше уделяли повышенное внимание, но в нынешних условиях ее значение становится поистине экстраординарным. У нашей системы образования есть неоспоримые достоинства и достижения. Но есть в ней и некоторые дисбалансы и перекосы, подлежащие срочному выправлению. Скажем, в регионе сформирована неплохая система выявления и поддержки талантливых детей, обеспечивающая их продвижение по первым этапам жизненной траектории. Однако эта траектория имеет специфический изгиб – подальше от точных наук, в основном в сторону гуманитарных и общественных. При всем уважении к гуманитариям скажу без обиняков – в области их уже переизбыток. А молодых квалифицированных кадров инженерно-технического профиля, да и рабочих, обладающих современными, перспективными компетенциями, не хватает катастрофически. Это мы изменим. 1 сентября 2015 года в Тюмени откроется специальная физико-математическая школа. В нее будут отобраны одаренные дети, продемонстрировавшие исключительные знания и способности не только на олимпиадах, но и в технических кружках и клубах, то есть обладающие, наряду с острым умом, природной смекалкой и умелыми руками. А следующая ступень – система комплексного индивидуального сопровождения талантливых детей в рамках проекта "Политехнической школы". Причем Политехническая школа задумана нами не как очередная контора, а как совершенно новый организационно-методический инструмент, обеспечивающий плотное взаимодействие школ, вузов, учреждений дополнительного и профессионального образования, потенциальных работодателей – и выводящий молодые таланты на ключевые инженерно-технические и другие профессиональные позиции. Я лично, своим словом гарантирую создание для этой системы вертикальной социальной мобильности режима наибольшего благоприятствования по всем параметрам – техническим, организационным, финансовым. Просто потому, что даже один талантливый ребенок способен изменить не только область и страну, но и весь мир. Инвестиции в человеческий капитал окупаются как никакие другие. И мы будем инвестировать в превращение Тюмени в один из инженерных центров России. Да, звучит дерзко, но на меньшее мы не согласны.
Не забудем и о том, что рынок труда изменчив, особенно в условиях происходящего на наших глазах обновления технологического уклада. Поэтому считаю необходимым привлечь наиболее выдающихся профессионалов из науки, образования, реального производства, органов управления, общественных структур. Основной их задачей станет мониторинг и прогнозирование кадровых потребностей тюменского региона, а главное, выработка практических рекомендаций по их удовлетворению в форме ежегодного доклада, обязательного к изучению и переводу в программы и планы практических действий всеми ответственными структурами и лицами. Нам есть кого привлечь к этой работе. Я постоянно убеждаюсь в этом, в частности, слушая блестящие выступления тюменских содокладчиков в ходе "Губернаторских чтений", большей частью ничем не уступающих столичным "звездам". Этот проект станет специализированной площадкой для обдумывания всем тюменским сообществом наших потребностей в знаниях и навыках, поможет мобилизовать и сплотить наш немалый интеллектуальный ресурс – и нацелить его на нужды опережающего развития.
И, наконец, еще один важнейший пункт повестки сегодняшнего дня – углубление межрегиональной кооперации. Нам хорошо известна уникальная специфика территориального строения "большой" Тюменской области. Мы заново переосмыслили ее в ходе недавнего празднования нашего общего 70-летнего юбилея. Мы пришли к однозначному выводу: многосоставность региона – важнейший источник нашей совокупной силы. Выдвинутые только что нашими северными друзьями новые политические инициативы отражают основы тюменского духа, тюменского способа отвечать на вызовы времени. Мы всегда были и будем, как говорилось на Руси, заединщиками. Дальнейшее скрепление этого единства радикально расширит наши возможности гибкого маневрирования ресурсами, освоения необъятных арктических пространств, экспансии на новые рынки, удовлетворения полного спектра насущных потребностей населения всех трех субъектов Федерации. Большая тюменская земля, протянувшаяся через полконтинента, от Ишима до острова Белый – становой хребет России. Сейчас России нелегко. Что ж, Тюмень готова взять на себя повышенную нагрузку. Тюмень сдюжит.
Но чтобы не подвести ни страну, ни самих себя, ни наших детей, мы должны радикально обновить еще одну сторону нашей жизни – взаимодействие власти и общества. Причем обновление должно быть встречным и обоюдным. С одной стороны, старый спор о сравнительных преимуществах "эффективного менеджера-универсала" и "социально ориентированного государственного служащего" разрешила сама жизнь – в пользу второго варианта. Просто потому, что в первом варианте выпадает ценностная, моральная составляющая служения общему благу. А сейчас стало окончательно ясно, что без этой составляющей мы не проживем. Даже сами слова "должностное лицо", "должность" прямо отсылают к понятию долга. Долга перед обществом, а не формальной отработки фиксированного времени за фиксированную зарплату! Ведь государственный (или муниципальный) служащий – не оловянно-барабанный "служивый", не таинственный, недосягаемый и поэтому недоступный контролю "государев человек". Служит-то он не власти, а обществу. Народу. Тем, кто об этом забыл, места во власти не будет. Мы долго и, прямо сказать, с переменным успехом боролись с изоляцией власти от общества. Теперь мы обязаны с ней покончить.
Но, с другой стороны, и общество не может изолироваться от власти. Безразличие, инертность, иждивенчество, гражданская пассивность всегда были тормозом общественного развития. Сегодня они становятся просто губительными. Да, мы постепенно учимся конструктивному взаимодействию, и уже есть немало примеров такого рода. Взгляните хотя бы на то, сколько полезного удалось сделать при помощи тюменского городского портала "Тюмень – наш дом", сколько решено конкретных вопросов благоустройства! Но почему этот ценный опыт до сих пор не используется в других городах и территориях области? Или посмотрите, как великолепно, инициативно, деятельно работает территориальный орган самоуправления села Бигила Заводоуковского района! На уличное освещение деньги собирали всем миром – кто сколько может. Подключился муниципальный бюджет: на каждый рубль, собранный селянами, добавили еще три. Установили современные светодиодные светильники, тем самым сэкономили немалые средства, на них, в свою очередь, провели дополнительное благоустройство, оборудовали прекрасные детские площадки. И опять-таки – что мешает действовать, так сказать, "по-бигилински" жителям других наших сел? Что мешает "включить мозги" и засучить рукава?
На самом деле ответ на этот вопрос известен. Может быть, главный наш дефицит сегодня – дефицит морального лидерства. Там, где оно есть, жизнь кипит. Там, где его нет – трясина. Тот, кто претендует на лидерство (любое – политическое, управленческое, предпринимательское, гражданское, культурное), должен прежде всего сам быть живым этическим эталоном. Вспомним золотые слова Дмитрия Менделеева: "Прежде чем требовать что-либо от других, непременно надобно оглянуться на себя самих и подать личный пример: порядка, трудолюбия, снисходительности, деловитой разумности и последовательности".
Мы часто и охотно говорим о "тюменских ценностях". Но о них мало говорить. Нужно жить в соответствии с ними, без скидок и компромиссов, "не по лжи". И когда нам это удается, когда мы оказываемся в состоянии приподняться над рутинной прагматикой и действовать в соответствии с велениями нравственного долга, мы способны горы свернуть. Ярким подтверждением тому стал прием вынужденных переселенцев с Украины – вот образец истинно морального действия. Уже больше 6 тысяч человек встретила и обустроила наша область, причем делается это солидарно, всем миром – и властью, и обществом, и бизнесом. Если мы научимся поступать так же не только в экстремальных ситуациях, но и в обычной жизни, никакие испытания нам будут не страшны.
Дорогие друзья! Тюмень смотрит в будущее со спокойной уверенностью в собственных силах. Мы наращиваем инвестиционную привлекательность области. Мы продолжаем реализацию "мегапроектов" в Тобольске, Увате, Антипино – и одновременно ведем более 220 инвестиционных проектов на уровне малого и среднего бизнеса, во всех муниципальных образованиях. Мы удержим рост промышленного производства – он будет не менее чем 5-процентным. Мы не только оптимизируем производственно-сбытовые цепочки в областном агропромышленном комплексе, но и радикально нарастим его мощность (один только тепличный комбинат "ТюменьАгро" увеличит обеспеченность жителей области овощами защищенного грунта более чем в десять раз). Мы не снизим темпы жилищного строительства. Мы продолжим облегчать и расширять доступ граждан к государственным услугам – и электронный (им пользуется уже более половины жителей региона), и через многофункциональные центры. Первый такой центр появился в области меньше года назад. Сейчас их уже 12, а к концу 2015 года будет 28. Мы будем неустанно трудиться над синхронизацией развития всех муниципальных образований области, планомерно превращая "медвежьи углы" в территории роста и процветания. В связи с этим сообщаю о своем решении принять инициативу Совета муниципальных образований о создании специальной рабочей группы по вопросам поддержки сельских территорий и о подготовке ею соответствующей "дорожной карты". А главное – мы сохраним и укрепим наше "товарищество на вере". Вот в чем наша честь! Вот в чем наша ответственность!
Верю в вас и полагаюсь на вас, тюменцы!