• 18 декабря 202518.12.2025четверг
  • USD80,3807
    EUR94,1478
  • В Тюмени -17..-19 С 3 м/с ветер юго-западный


Романтика в небе и щитовидка на земле

Общество, 07:18 15 августа 2003

В любом аэропорту области, страны, ближнего зарубежья и даже Европы Тамара Баталова встретит друзей и хороших знакомых. Ведь ее профессия - бортпроводник. А стаж - 32 года.

Последнее время ее должность именуется не так романтично - ведущий специалист отдела летных стандартов. Но летает она по-прежнему, уже как инструктор.

Изменилось за эти годы многое. Тридцать лет назад АН-24 был самым крутым самолетом на просторах Тюменской области. А недавно Тамаре Баталовой довелось опробовать суперсовременный лайнер "Боинг-777". И в данном случае кто что, а Тамара Петровна увидела прежде всего удивительные, по нашим меркам, условия работы своих коллег:

  • Все оборудовано с учетом требований охраны труда. Даже компьютер у

бортпроводника есть. Для меня это фантастика! Я была просто счастлива за Родину и Аэрофлот, что и у нас появились такие самолеты.

Техника идет вперед. Но сказать так о трудовых отношениях, наверное, будет натяжкой. Поэтому тринадцатого мая Тамара Баталова и ее коллеги организовали территориальный комитет общероссийского профсоюза бортпроводников. Кстати, терком тюменцы создали первыми в России.

  • Наш первый порыв - отстоять наши гражданские права. Мы не хотим чего-то исключительного. Мы хотим, чтобы нас заметили. Во время полета мы находимся в таких же условиях, как и летчики. Смена часовых поясов, климата, вибрация, шум, перепады давления - все это так аукается на здоровье!

  • И это подтверждается какими-то медицинскими данными?

  • Если смотреть статистику - на первом месте простудные заболевания.

Бортпроводница стоит у трапа самолета в любую погоду. Или принимает багаж. Или загружает питание. Потом гастриты, проблемы со слухом, патологии щитовидной железы. Очень часто после списания на землю бывшие стюардессы оперируются по поводу щитовидки. Как говорят медики, сработал синдром отмены, или окопный синдром. Пока человек при деле - он держится. Списали - все, потерянный человек, стресс, болезни.

Но в списке профзаболеваний такой профессии, как бортпроводник, нет. Раз нет, девчат просто списывают по здоровью. И как дальше bи как складывается ее судьба, никого не интересует. Каких она детей рожает, рожает ли вообще?.. Этим никто никогда не занимался. Поэтому в наш профсоюз принимают и ветеранов.

  • Но материально государство эти трудности компенсирует?

  • Ну что вы говорите! В среднем пенсия бортпроводника 1600 рублей. Моя пенсия только недавно стала 1800, и то потому, что у меня иждивенец. А так и вовсе 1300 получала. Бортпроводник имеет право выйти на пенсию через семь с половиной лет трудового стажа. Понимаете? Я налетала четыре пенсии. А толку? Мы на земле незащищены, да и в небе то же самое. Особенно последнее время.

Редкий рейс, когда бортпроводник не подвергнется какому-либо оскорблению. Могут стукнуть, могут плеснуть в лицо.

  • Вам известны такие случаи?

  • Конечно известны. Но не буду я их приводить. Скажу только, что чаще всего подвергаются оскорблениям проводники, летающие в бизнес-классе. Иногда пассажир дебоширит от элементарного страха. Особенно мужчины, когда ведут себя агрессивно, взволнованно, бурно.

  • Послушайте, а ведь когда-то профессия бортпроводницы была престижна. На стюардесс заглядывались, где бы они ни появились…

  • Да, и ходили мы в паркетных туфлях на шпильках по бетонке и в самолете, и не думали, что это отразится на позвоночнике! Молодые были. Зато на международных конкурсах брали первые места. Помню, уже после перестройки, на Всемирном конкурсе в Уругвае нашу страну представляли Марина Жукова из Когалымавиа и Ирина Велижанина (Тюмавиалиния). Уругвайцы никак не могли разобраться, кто такие, из

какой Сибири. Отпрыски русских эмигрантов первой волны смотрели с интересом и удивлением. А потом они откровенно за нас радовались и старались с девчатами сфотографироваться.

  • Приятно вспомнить. Скажите, ну вот создали вы профсоюз. Что дальше? Выводим народ на забастовку?

  • Почему-то сформировалось мнение: там, где профсоюз, там стачечники, там мятежники и забастовщики. И создаются профсоюзы якобы в противовес государству и работодателю. Это не так. Есть человек не справляется с работой бортпроводника, по разным причинам, неужели я буду тянуть корову на баню? Нет! Может, ему нужно сменить профессию, компанию, климат, и дело пойдет. Вот в этом профсоюз готов ему

помочь. Это предусмотрено нашей программой. Меня не волнует, сколько в профсоюзе будет членов. Меня волнует, сколько мы сможем сделать. Бортпроводников много, компаний тоже, а проблемы у всех едины.

Карманные профсоюзы недееспособны, и руководитель по большому счету

проигрывает, опекая такой профсоюз. На западе руководитель заинтересован, чтобы специалист, рабочий был членом профсоюза. Потому что он, руководитель, дает работу и выплачивает зарплату. Вот его забота. А все остальное решает профсоюз.

  • Ваши первые шаги?

  • Сейчас мы заключаем договор с Институтом курортологии черноморского побережья, чтобы поручить ему обследование, лечение, реабилитацию бортпроводников с целью выявления профзаболеваний. Затем выйдем в Думу, чтобы в список профзаболеваний внесли и нашу профессию.

Каждая бортпроводница, независимо от того, сколько отлетала, имеет целый букет болезней. Обязательное страхование дает немного возможностей. Надеюсь, что к празднику Воздушного флота вручим первые полисы добровольного медицинского страхования тем, кто больше нуждается. Собрали мы пока крохи, а нуждающихся много. Одна пришла, говорит, мне нужно срочно делать операцию катаракты. Другая

уже полностью слепая.

Представила в министерство списки тридцати ветеранов на награждение Почетной грамотой министра. Люди, по крайней мере, получат право на бесплатный проезд. Планируем открыть консультационный пункт - по гражданским правам, по пенсионному обеспечению. И обязательно будет психоаналитик. Специальность, повторюсь, связана с максимальным количеством стрессов, и психологическая адаптация бортпроводников к жизни на земле также требует участия профессионала.

  • На какие доходы профсоюз планирует делать все свои добрые дела?

  • Ой… На взносы. Хотя надеемся и на спонсорские. Все-таки Тюменскую область осваивали все вместе. Сейчас и газовики, и нефтяники имеют базы отдыха и, возможно, окажут небольшое содействие в организации отдыха тех ветеранов-бортпроводниц, кто в свое время потерял здоровье на тюменских трассах.

  • И как встречают коллеги лидера профсоюза?

  • Недоверие и скепсис. Это естественно. Я сама тридцать лет платила взносы. Где сейчас эти деньги?

Жизнь бортпроводницы складывается так, что она, может, из-за особенностей работы, из-за ее интенсивности не всегда устраивает личную жизнь. Как правило, они одиноки перед своими проблемами и заботами. Я хочу, чтобы им помог профсоюз.

Когда я уходила, Тамара Петровна убеждала кого-то по телефону: "Неужели мы не можем ветерану помочь с билетом! Он пятнадцать лет у родственников не был… Этот человек сам просить не пойдет - стыдно. Он не виноват, что авиацию разделили по компаниям! Он же пилот от бога! Если сегодня ты ему не поможешь - завтра так

поступят с тобой".

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен

Архив новостей