Короткометражный фильм по-голливудски снимают в Тюмени
Фото ИА "Тюменская линия"
Короткометражный драматический фильм "Бутафория" снимают в Тюмени. В планах авторов участие в 10 российских, европейских и американских фестивалях.
Проект готовит тюменский режиссер и автор сценария Вера Филатова. За операторскую работу взялся выпускник Нью-йоркской академии киноискусства тюменец Богдан Янсен. О чем фильм, кто может показать актерское мастерство в короткометражке с авторами беседовала корреспондент ИА "Тюменская линия".
- Как прошел первый кастинг?
- Вера Филатова: Первый кастинг прошел 4 августа. И к нашему удивлению мы нашли непрофессиональных актеров, которые выдали нам то, что мы хотели. Это очень удивительно на самом деле. Мы планировали привлекать только людей с опытом. Так как, казалось бы, актеры – раскаченные на эмоции люди. Способные продемонстрировать качественный результат сразу. А это важно, ведь каждая минута съемочного процесса стоит денег. Но оказалось, не только они. И я этому очень рада.
9 августа будет добор актеров. Ищем актера на роль второго плана. Нужен мужчина – типичный красавчик. Нужна еще девушка идеальной внешности (на роль второго плана), возможно с нарощенными волосами, подкаченными губами. Ищем двух мужчин на эпизодические роли.
- Какой бюджет запланировали на фильм?
- Вера Филатова: Это несколько сотен тысяч рублей. Не отказались бы от поддержки. Деньги нужны на производственный процесс: локации, оборудование, саунд-дизайн, продакшн и постпродакшн. Мы можем интегрировать какой-то бренд в кино – использовать Product Placement. Вложить деньги может партнер, который увидит себя в фильме, либо меценат. Это типовой формат поддержки авторского кино. Производство и съемка пройдет в Тюмени.
- Как вы попали в проект?
- Богдан Янсен: Случайно неслучайным образом попал в проект.
- Вера Филатова: У нас очень необычное знакомство с Богданом. Нас познакомил общий знакомый. Я такого человека, как Богдан, искала, наверное, год. А тут все совпало.
Случайности не случайны. Для всех, кто в это верит, Вселенная широко открывает двери.
- Богдан Янсен: Моя специальность – оператор-постановщик, режиссер монтажа. Это то, на чем я специализируюсь последние пять лет. Я учился в Лос-Анджелесе, окончил Нью-йоркскую академию киноискусства: два года теории и два года практики. По окончании обучения получил контракт на работу в двух небольших студиях. Одна компания занимается производством клипов: в ней я отвечаю за весь постпродакшн и производство. Другая компания занята производством документалистики: там я занимаюсь съемкой. Сейчас оформляю рабочую визу и продолжу работу в Лос-Анджелесе.
Пока нахожусь здесь, успел снять несколько проектов: клипы для тюменской группы "Волшебные мантры", московской певицы Мелинды и нью-йоркского лейбла New Retro Wave – крупнейшего американского производителя электронной музыки. Последний – пока самый крупный проект, который я здесь сделал. Проект "Бутафория" - это мой заключительный проект в Тюмени.
- Расскажите о производстве фильма?
- Богдан Янсен: Как и в любом процессе, съемки занимают наименьшее количество времени, предпродакшн примерно месяц. Съемки пройдут в три смены. Вообще это будет сборный проект. Монтаж буду делать я. На частичные доработки отправим проект на аутсорс в Лос-Анджелес. В эру Интернета это очень легко.
- Вера Филатова: По срокам предпродакшн и съемочный процесс продлится до середины сентября. Полностью фильм будет готов в ноябре.
- Для чего делается короткометражное кино?
- Вера Филатова: Чтобы продемонстрировать свое художественное видение. Фестивальное кино – это визитная карточка. Когда ты будешь снимать полный метр, инвесторы спросят, что ты умеешь. Короткий метр – это твой рекламный пакет.
- Что важно в короткометражках?
- Богдан Янсен: Задача короткого метра - это промоушн полного метра или визитная карточка, как в нашем случае. Это дебютная работа, чтобы градус доверия подрос у инвесторов или компании.
Важен сценарий – это фундамент. Если он заложен неверно, то сложно из проекта что-то вытягивать.
- Вера Филатова: Хронометраж "Бутафории" - 15 минут. Сценарии я пишу сама. Это самое сложное для меня: творческие муки, терзания. Пишу я разом, стоит только сесть. Но перед этим я очень долго готовлюсь. Для меня написание сценария - очень сложный процесс.
Надо сказать, до этой короткометражки я уже пыталась снять комедию, даже прошел первый съемочный день. На следующий день я уехала на "Кинотавр". Там пообщалась с людьми, посмотрела конкурсные короткометражки. Поняла, что делаю много вещей опрометчиво. У меня сценарий был на 23 страницы – это практически 23 минуты сериала, но никак не короткий метр. Учитывая отсутствие бюджета, я поняла, что не справлюсь с фильмом на данном этапе. Первый проект я заморозила: пока нет возможности его доводить до конца.
После "Кинотавра" произошло переосмысление. Посмотрела не только короткий метр дебютантов, но и короткий метр мастодонтов своего дела. Я поняла, как можно сокращать сценарий, выделив основную эмоцию, чтобы ее вложить в определенный бюджет и хронометраж.
Я сейчас стараюсь не размышлять о коммерции и других целях, а целиком погрузиться в творческий процесс. Такой определенный транссерфинг.
- В чем отличие американской школы кино от российской?
- Богдан Янсен: В российской школе я не учился. Но судя по отзывам тех, кто прошел обучение в российских учреждениях, разница с американской есть в системе, в понимании организации самого процесса. В Америке ты все это проходишь на практике.
Съемка – это сложнейшая схема взаимоотношений между людьми и правильной постановки каждого процесса. В Америке практике уделяют больше внимания. У нас – больше теоретической основе, больше рассказывают о драматургии, описании процесса.
У меня есть такая теория, уверен, она не авторская. Для кино образование – второстепенно. Я к этому пришел. Если человек тратит время не на то, чтобы пойти поучиться, а ходит на съемочные площадки и пытается разобраться изнутри, как все устроено, он получит опыт гораздо быстрей. Я не говорю, что образование не нужно. Но работа на съемочной площадке даст больше. Базис же является толчком.
- Вера Филатова: Каждому свое. Кому-то нравится грызть этот гранит.
На "Кинотавре" известные продюсеры говорили: на сегодняшний день среди выпускников наших российских школ очень маленький процент тех, кто выдает стоящий продукт. И поэтому в России стали обращать внимание на людей без образования.
- Как развить авторское видение?
- Богдан Янсен: На мой взгляд, либо оно есть, либо нет. Не все люди его имеют.
- Вера Филатова: Либо не все могут отделить это видение. Отделить и показать. Богдан мне сказал классную вещь: на площадке ты должна режиссировать и не думать ни о чем другом. Заниматься управлением всего процесса не пойдет: контроль явки актеров, съемочной команды, наличие реквизита. На своих мероприятиях в прошлой профессии я много управляла. Теперь я хочу режиссировать: производить свое видение картинки.
- Часто слышу: "Не смотрю российские фильмы, хороших русских фильмов нет". Каково ваше мнение на этот счет?
- Богдан Янсен: То, что мы видим в кинотеатрах, – это процентов пять от того, что существует вообще в мире. То же самое в российском кино – есть много независимых хороших фильмов.
Люди, которые говорят: "Я не люблю российское кино", - просто не исследовали детально этот вопрос. Кинорынок бесконечен.
- Вера Филатова: Часто при распределении фильмов в кинотеатре на иные фильмы не находится места: их вытесняют сильные коммерческие проекты. Я в этом вижу даже большой плюс: думаю, платные интернет-каналы будут расширяться и процветать.
- Богдан Янсен: Такие дистрибьюторы, как Netflix и HBO, ведут авторские проекты на своей платформе, продают их. За этим будущее. Года три назад собирались специалисты и обсуждали вопрос: кинотеатры уходят на второй план, Интернет выходит на первый.
- Каковы ваши художественные предпочтения в кинематографе?
- Богдан Янсен: Мне интересна фантастика. А по настроению - драма, я - русский человек. У меня есть три авторских проекта: сериал, полный метр и кинематографическая полудокументалка. И все они с настроением драмы, выйдут примерно года через два.
- Вера Филатова: Мой стиль формируется. Я делала комедию, но заморозила ее. Но то, что я делаю сейчас, я чувствую, это нужно. Мои кумиры – кинематографисты Паоло Соррентино, Вуди Аллен, Кристофер Нолан, Квентин Тарантино.
- Откуда взялась идея к короткометражке "Бутафория"?
- Вера Филатова: Мне кажется, каждый сценарист немного пишет о личном. Но моя история вымышленная. "Бутафория" - это фильм про любовь.
- На какие фестивали отправите?
- Вера Филатова: Их полно: русских, европейских и американских. На 10 фестивалей я точно подам заявки. В "Кинотавре" участвовать не получится: туда могут подать заявку только выпускники и учащиеся ВГИКа. По крайне мере так было, может что-то поменяется.
После того, как фильм покатается по фестивалям, мы выложим его в YouTube. Это случится примерно через год. Если у нас появится партнер, мы сделаем показ на ограниченное количество зрителей в Тюмени.
Ирина Ромашкина

