Предприниматели: семья превыше бизнеса
Современные предприниматели отдают приоритет семье перед бизнесом. Таковы результаты исследования, проведенного психологами ТюмГУ и Института психологии РАН, сообщает управление стратегических коммуникаций вуза.
В исследовании участвовали владельцы микробизнеса и малого бизнеса из Тюменской области, Москвы, Омска, Белгорода, Екатеринбурга, Новосибирска, а также владелец российско-испанского предприятия из Торревьеха. Оказалось, что предприниматели лучше осознают, для чего создали бизнес, в то время как семья для них представляет плохо осознаваемый, архаический уровень отношений.
"В сфере бизнеса с большим преимуществом лидирует бизнес ради прибыли, далее с угасающим эффектом: амбиции, саморазвитие, свобода, творчество, игра. Смыслом создания семьи является: мое все, тыл, основа всей жизни. Мы наблюдаем, что отсутствуют какие-либо прагматические мотивы: например, защита, продолжение рода, экономическая выгода", – пояснила доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Юлия Мурзина.
Вместе с тем почти половина предпринимателей отметила приоритет семьи перед бизнесом. Это положительная тенденция, которая находит свое подтверждение в зарубежной практике.
Анализируя уровень инструментальных ценностей были отмечены некоторые совпадения. Общими стали такие ценности, как гибкость поведения, адаптивность, характер отношений, избегание конфликтов, возложение финансовой ответственности, экономия ресурсов. Полученные пересечения говорят о том, что ценности семьи и бизнеса повторяют друг друга примерно на четверть.
Результаты исследования могут быть использованы для изучения ценностно-смысловой сферы предпринимателей в зависимости от успешности их экономической деятельности, формы управления, жизненной мотивации и пр. Это позволит создать внутренний ресурс для развития малого предпринимательства в стране.