Тюменцы несут цветы к памятникам жертв политических репрессий
Цветы к памятным знакам несут жители Тюмени в День памяти жертв политических репрессий, 30 октября. Один из них находится на территории библиотеки Тюменского госуниверситета по адресу: ул. Семакова, 18. Раньше здесь располагался так называемый дом НКВД, где осуществлялись массовые расстрелы в годы большого террора.
Почтить память родственников, пострадавших или погибших во время политических репрессий, приходят разные люди. В этот день доступ к памятному знаку оказался закрыт. Кто-то относит цветы в здание библиотеки, их кладут к памятнику сотрудники библиотечно-музейного комплекса, кто-то оставляет их перед памятником в заборе — он закрыт на замок.
Историей своих предков с корреспондентом информационного агентства "Тюменская линия" поделилась тюменка Роза Хакимова, которая провела детство в п. Кедровом, основанном спецпереселенцами.
"У меня были репрессированы предки по обеим линиям — и по материнской, и по отцовской. Они были из Ярковского района. У них ничего не было, кроме скота домашнего. Мама всегда говорила, что ее братья вставали в четыре утра, запрягали коней и ехали на заимку. Один из братьев был сослан на Дальний Восток. Еще двух, их звали Шаим и Алый Мамасалиевы, сослали в Вишерский лагерь. Были свидетельства, что их погрузили на какую-то баржу. Я много лет искала информацию о них в архивах, но не нашла. Возможно, они погибли, - поделилась женщина. - А у отца старший брат занимался торговлей, возил в Тюмень и Тобольск натуральные продукты. В 1930 году его арестовали и увезли в Тобольск, где расстреляли. У него осталось шестеро маленьких детей. Другого брата отца забрали в 1937 году. В один день из деревни Варвары увезли 18 мужчин. Больше их никто не видел. Известно, что их увезли в тюрьму в Тобольск".
Кроме памятника жертвам политических репрессий на ул. Семакова, в Тюмени есть еще три памятных знака — в районе ул. Полевой, на месте утраченного Затюменского кладбища, в Восточной части Текутьевского кладбища, со стороны площади Памяти, и в Березовой роще.
Как тюменцы сохраняют память о репрессированных предках, мы писали в этом материале. О судьбе тюменского счетовода Андрея Аржиловского, расстрелянного за личный дневник в 1937 году, можно прочесть здесь.
Влада Нерадовская