Дорогой Лондон! Очень дорогой
В Лондон мы отправились в самый разгар воронежского ремонта, когда все с ажиотажем разломали, с куда меньшим энтузиазмом сделали лишь чуть-чуть, часть из чего уже успела развалиться.
Город для людей
Первое впечатление от цивилизованного острова: дороги и тротуары затянуты в свеженький асфальт и популярную "нонче" брусчатку. "Реконструкцию зеленых насаждений" начали здесь веков эдак семь назад, благодаря чему город тонет в цветах, почти как в дождливой пыли или аромате кофе. Не только в "неделю-икс" все распущено здесь не унылыми цветами, которые только что кое-как впихнули в землю (помню, в детстве я также сажала ромашки: сорвешь ее, цветущую, в поле и воткнешь в свой игрушечный огород - красиво).
Второй взгляд был уже куда более пристальным: Лондон все-таки в ремонте. Но, в отличие от российских городов, здесь его, во-первых, заканчивают, а не бросают по великой русской мудрости. А во-вторых, перекопанная часть тротуара почему-то не заставляет пешеходов месить песок или шмыгать по проезжей части. Побыв шпионом, я наконец-то могу нашим "благоустроителям" выдать все вражеские карты в рукаве, но, боюсь, к этим откровениям не все будут готовы. Во-первых, они ремонтируют по половине дороги, оставляя вторую полосу для пешеходов. Так же работают и с проезжей частью. Но с той лишь разницей, что в Лондоне автомобильные улицы (с несчетным количеством знаменитых двухэтажных автобусов да такси-кэбов) по ширине - не проспект.
А второй принцип успеха уж совсем идет в разрез с русской моделью труда. Это только у наших, вспоминая старую шутку, работы всегда не продохнуть - сплошные перекуры. В королевском же городе за три недели ежедневных восьмичасовых прогулок я ни разу (!) не видела загорающих рабочих (хотя погода позволяла).
В городе давно реализуют программу "Доступная среда". В Лондоне, даже без помощи посторонних, спокойно передвигаются инвалиды и мамочки с колясками. Больше половины станций метро оборудованы лифтами, магазины - "не номинальными" пандусами, автобусы - подъемниками, а люди - совестью. Водители маршрутов никогда не оставят инвалида за бортом, да и народ поможет и въехать в автобус, и спуститься.
Конечно, в каком-то смысле англичане "глуповаты": прямо в сердце города, в центральной зоне метро многие гектары занимают парки. В центре второго по величине города Европы (после Москвы, разумеется) можно пройти три километра, не выходя из зеленой зоны! Кенсингтонские сады, Гайд, Грин и Сент-Джеймс парки идут чередой, чуть выше вольготно расположился Ридженс-парк… Перечислить все не могу: в столице Великобритании их около 1 тыс. 700 штук (11% от территории Лондона)! Учитывая низкий жилой сектор (самое популярное жилище лондонцев двух-трех этажные многоквартирные дома) и 8-10 миллионов жителей (по разным оценкам), скверы - вещь крайне расточительная, в славянском сознании пригодная разве что для точечной застройки. Но в Лондоне почему-то все как дорожное движение - наоборот: природу берегут, на "зебрах" тормозят, за собаками убирают. Не страна, а какой-то пример для подражания, блин!
Дорогой Лондон! Очень дорогой
Впрочем, читателям наверняка куда более интересны "ихние нравы". В частности, цены и еда - темы, самые популярные среди всех наших приятелей. Итак, друзья, с нашими зарплатами там делать нечего. Нам свезло сэкономить, живя в квартире знакомых и пользуясь их опытом в применении Лондона. Самое дорогое в Великобритании - это электричество. Счет за квартал нашему товарищу Лехе (при наличии газа!) пришел в 210 фунтов (курс плавает в пределах 46-49 рублей за английскую монету) - 10 тысяч рублей!
Проезд в столице Британии тоже не из дешевых. Максимальный трэвел-кард, недельный проездной сразу на метро и на автобус, стоит 27, 60 фунтов (примерно 1 тыс. 300 рублей), но цена одного билета на автобус - два фунта, почти русская сотня.
Что касается еды, самая низкая цена "базовых" продуктов - булки хлеба и литра молока - 66 пенсов и фунт 80 соответственно. В пересчете на наши - это 30-32 рубля и 82-86. И кругом система скидок: упаковка ежевики стоит 2,20, возьми две за 4!
По стилю питания "чопорные англичане" больше напоминают незатейливых американцев, поглощающих исключительно фаст-фуды. "Быстрой едой" забиты прилавки супермаркетов - от уже готовых сандвичей до более сложных полуфабрикатных деликатесов, требующих получасового приготовления в духовке. Правда, вместе с тем лондонцы набивают свои тележки всевозможной зеленью, овощами, ягодами и свежим мясом. Надо признать, такого сочного и красивого окорока, будто из мультика, в России я не видела.
Особая тема: лондонский алкоголизм. Который вроде бы и есть (многие пьют каждый день), но и его как бы нет - пьяненьких не видели ни разу. Из офисов ежедневно англичане перебираются в ближайший паб, выпивают по паре пива стоя на улице (даже если само заведение почти пустое) и по домам - до завтра. Кстати, пабы - единственные заведения, работающие допоздна. В основном - до 11, даже в выходные. За каждый лишний час работы в ночное время они должны платить бешеные налоги.
В барах по карману просто пить (чем большинство и занимается), но не есть: кружка пива стоит 3-4 фунта (около 150-200 рублей), а бургер - 7-10 (320-470 руб)! На фоне этого сандвичи в Домодедово уже не кажутся такими дорогими. Кстати, в Лондоне цены в общепите, что в аэропорту, что в самом городе, независимо, центр это или нет, - одинаковые.
Но при общей дороговизне цены на технику и одежду в Англии ниже, чем в России. Купив там в сетевом магазине плащ, туфли и сумку, сравнила с ценами в Воронеже: с каждой вещи при самом плохом курсе сэкономила по тысяче рублей.
Город контрастов
Помните, как в "Бриллиантовой руке": - Семен Семеныч, в среду у нас в красном уголке ваша лекция "Нью-Йорк - город контрастов"! - Но я не был в Нью-Йорке. - А где ж вы были? - В Стамбуле… - Пожалуйста, "Стамбул - город контрастов", какая разница?
Так вот Лондон - тоже город контрастов. При всей его королевской необъятности - узенькие, уютные, петляющие улочки. Меж современных "нью-йоркских" офисных стеклянных коробок-небоскребов средневековые церквушки и теплые кирпичные домики, утопленные в цветах (кстати, дома тут сразу строят с балкончиками для них). А сами англичане, сохранив улыбчивость, воспитанность и пионерскую готовность тут же прийти на помощь, все-таки утратили былую чопорность. Одна из характерных особенностей жителей Лондона - умение есть везде, где им хочется: на ступеньках метро, в автобусах, на бордюре меж тротуаром и проезжей частью… Однажды я была свидетелем, как мужики уминали бургеры, потягивали пивко и весело общались рядом с… мусорными баками.
Немного не вписывается в "воспитанный" Лондон и концепция несколько дикого карнавала, крупнейшего уличного фестиваля в Европе, который ежегодно в конце августа на три дня выбивает из размеренной жизни Ноттинг-Хилл. Этот район Лондона в середине прошлого века стали заселять выходцы из карибских стран. На подступах к празднику, примерно в радиусе километра, действо до боли напоминает российский день города: перекрытое движение, уйма полицейских (правда, английские с удовольствием фотографируются со всеми желающими), тонны мусора под ногами. И две толпы: одной катастрофически надо вперед, вторая с тем же усердием рвется назад. В этой давке в какой-то момент становится страшно. Под звуки барабанов и всеобщее веселье тебя вдавливают в чужие спины и обязательно улыбаются: "Сорри!" А над всем этим довольным балаганом тянется струйкой запах марихуаны и виски. Когда человеческий тюбик тебя наконец-то выталкивает на воздух, открывается чудесная панорама-ловушка: впереди на многие сотни метров живая река из людей, а по левому краю бесконечно танцует полуголое костюмированное шествие темнокожих, завлекая порой "гражданских" в куртках да плащах…
Проделав обратно такой же трудный путь сквозь узкий человеческий пляшущий лабиринт, отправляемся в менее шумный Лондон - к Букингемскому дворцу. Пройдя от "домишки" Елизаветы по улице Мэлл, на подступах к Трафальгарской площади, напротив памятника британского первооткрывателя Джеймса Кука, глаз цепляется за кириллицу, выгравированную на другой скульптуре, - "Гагарин". Как мы выяснили позже, этот памятник - копия монумента в подмосковных Люберцах, где учился первый космонавт, установили в середине июля не только в честь 50-летия полета человека в космос, но и в честь такой же даты со времени визита Юрия Алексеевича в Лондон.
Воспоминаниями поделилась Людмила Минаева.
Напомним, на сайте информационного агентства "Тюменская линия" стартовал спецпроект "Тюмень - Лондон", посвященный мировому спортивному форуму - летней Олимпиаде в Лондоне.
Соб. инф.