Летать не вредно: в Тюмени и Москве всерьез работают над самолетомашинами
Материальную поддержку на создание конвертоплана (большой модели самолета с вертикальными взлетом и посадкой) пообещал педагогу по авиамоделированию тюменского Дома природы, техники и спорта Сергею Сергееву гость из Москвы - известный автомобильный дизайнер, руководитель нового инновационного центра в столице Владимир Пирожков, при условии, что получит по почте видео реально летающего борта.
Эксперт посетил Тюмень по приглашению правительства региона и Сбербанка для того, чтобы пообщаться с молодежью, дать мастер-класс школьникам и студентам и познакомиться с местными изобретателями. На встрече во Дворце искусств "Пионер" он побывал и на выставке технических достижений тюменских Кулибиных. Здесь гость обнаружил единомышленников. Дело в том, что Владимир Пирожков, оставив карьеру дизайнера иномарок, (Toyota Rav-4, например, его проект) по приглашению Германа Грефа занялся в России инновационными разработками и строительством инновационного центра. В копилке его опыта - проекты нового космического корабля "Русь", который будет готов к 2018 году, самолет Sukhoi Superjet 100 и даже факел Олимпиады-2014. Теперь одной из своих главных задач Пирожков видит создание летающего 3D автомобиля.
"Мечта – создать летающую скоростную машину, чтобы можно было из Тюмени слетать на рыбалку на Чукотку, например, и в этот же день обратно вернуться. И чтобы это мог сделать каждый из нас, - рассказал Пирожков собравшейся публике. - Мы начали работать над передвижением в пространстве, а не в плоскости. Это очень интересно!".
В идеале должен получиться пятиметровый машиносамолет с вертикальным взлетом, скоростью и дальностью обычного лайнера, доступностью и комфортом автомобиля, который на первых порах будет стоить как две дорогие иномарки – около 120 тыс. долларов. (К примеру, 20 лет назад мобильный телефон стоил больше 10 тыс. долларов, а его ежемесячное обслуживание – 5 тыс.).
Система управления у таких, если все получится, массовых машин, должна быть, как у стай птиц и рыб, - по принципу коллективного бессознательного. "Это будет такая автоматическая навигация, над которой мы думаем, когда пятьсот тысяч дроздов не врезаются друг в друга, готовясь к перелету через Средиземное море, они чувствуют и понимают расстояния между собой и до земли, - сказал Пирожков. - Всего три математические формулы, которые нужно рассчитать. Этим занимаемся в МГУ".
Так вот, фантазия тюменских инноваторов оказалась ничуть не менее впечатляющей, разве, масштаб поменьше. Сергей Сергеев и его ребята работают над творческим проектом под названием конвертоплан – программируемый самолет, который может быть радиоуправляемым, будет выполнять поставленные задачи. Он сможет улетать на расстояние до 15 км и возвращаться. Причем его взлет и посадка также, как в машине будущего Пирожкова, – вертикальны.
Пока конвертоплан сделан из пенопласта. Обыкновенный скотч придает конструкции хорошую жесткость. Несмотря на кажущуюся простоту работа тюменцев заинтересовала мечтателя из столицы. "Если у вас этот самолет взлетит, снимите на видео и пришлите мне по почте, я дам вам денег на разработку образца большого размера", - пообещал Владимир Пирожков.
За 2,5 часа, что гость разговаривал с ребятами, успели многое. Рассказал он и о своей потрясающей карьере, и о том, как и зачем вернулся в Россию, оставив уютный офис во Франции с видом на горы и море. Оказалось, хочет пригодиться Родине, применить свой ум на благо человечества, при этом увеличивая ВВП своей родины, а не Лазурного берега или какой-то другой территории. Говорили об экономике и геополитической ситуации, о возможных мировых неприятностях, способах достижения успеха, фантастических проектах, типа ультралегких крыльев для летательных аппаратов, демографии, конкурентоспособности. Пирожков оказался удивительно талантливым оратором, которого и ребята, и взрослые слушали с раскрытыми ртами. Он за пять минут объяснил на примере наперстка и швейной машинки, что такое модные теперь слова "инновация" и "модернизация", и чем они отличаются друг от друга. Даже семиклассники поняли.
Евгения Тенегина

