• 1 декабря 20241.12.2024воскресенье
  • В Тюмени -1..-3 С 4 м/с ветер юго-западный


Специалисты рассказали, как защититься от мобильных мошенников

Общество, 18:19 19 июня 2014

Более 10 млрд рублей списывается каждый год при помощи различных уловок со счетов абонентов мобильной связи в России. Об этом сообщил заместитель начальника управления по контролю и надзору в сфере связи Роскомнадзора Владимир Жарков на интернет-конференции, в которой приняли участие и тюменские журналисты. Такую возможность представила компания Билайн.

"В 2012 и 2013 годах Федеральная служба в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций наблюдала резкое увеличение количества обращений от пользователей услуг всех операторов связи на непонятое списание средств со своих счетов за предоставление контентных услуг, - отметил он в своем выступлении. - Существует множество схем и способов, с помощью которых мошенники обманывают абонентов. Например, мошенники предлагают скачать определенный контент, при этом указывают цену, которая меньше реальной стоимости СМС–сообщения в 10-15 раз, заражают мобильные телефоны пользователей вирусами, которые под видами абонентов в автоматическом режиме рассылают сообщения на платные номера, под именем абонентов подписываются на скачивание мелодий или прогноза погоды, звонят или рассылают сообщения, представляясь группой технической поддержки операторов связи, и предлагают подключить новые услуги, сменить тариф, оплатить штраф или заблокировать номер. Как показывает практика, мошенники выбирают самые незащищенную и доверчивую часть населения – это дети и пожилые люди. У данной группы граждан, как правило, отсутствует реальная возможность получить информацию о подключенной услуге, а также возможность защитить свои права. Тематика, поступающих в ведомство обращений, условно подразделяется на три категории. Это оказание дополнительных платных услуг без согласия абонента, несогласие абонента с суммой выставленного счета, предоставление контент-услуг без предупреждения о размере оплаты, списание денежных средств за не предоставленные контент-услуги".

Для борьбы с этим негативным явлением комитет Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи в 2013 году разработал законопроект о внесении изменений в федеральный закон о связи, который ввел защитные механизмы для абонентов. 23 июля 2013 года 229-й федеральный закон подписал президент РФ и с 1 мая 2014 года он вступил в силу. В разработке закона принимали участие Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Роскомнадзор и крупнейшие операторы связи, ведущие деятельность по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи на территории РФ.

Вступившие в силу поправки, по словам представителя Роскомнадзора, направлены на защиту прав и интересов самих абонентов. В частности на недопущение не санкционированного списания денежных средств с лицевых счетов, а также недопущение по отношению к абонентам мошеннических и других противоправных действий. В соответствии с новыми положениями закона о связи, оплата контентных услуг по желанию абонента может осуществляться только с отдельного лицевого счета. Это позволит избежать несанкционированного списания средств, предназначенного для телефонных разговоров. На операторов связи возлагается прямая обязанность по информированию абонентов об условиях предоставления контентных услуг, в том числе для получения согласия абонентов на их подключение.

До получения согласия абонента на получение контентных услуг оператор связи должен предоставить информацию о тарифах на услуги и о каждом содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем эту конкретную услугу, а также о лицевом счете, с которого списываются деньги на оплату услуг. Владимир Жарков отметил, что после вступления в силу федерального закона количество обращений абонентов стало снижаться. "При этом мы наблюдаем следующие явления – операторы связи ввели защитные механизмы в своих сетях. Однако на местах работники их региональных офисов продаж не всегда могут их применить. Это касается прежде всего возможности открытия специальных лицевых счетов для абонентов, с которых теперь только и возможно оплачивать контентные услуги", - подчеркнул он.

Контентные услуги - справочные и информационно-развлекательные дополнительные услуги сотовой связи, реализованные с помощью различных технологических решений. Правда, об открытии этих вторых специальных лицевых счетов должен опять же позаботиться сам абонент, даже если он и не задумывался, а возможно, как самые уязвимые, по словам Жаркова, слои населения – старики и дети - и не подозревает о их наличии. Не проще ли самим операторам связи автоматически к каждому счету открыть второй, специальный, чтобы люди, безусловно, информированные и имеющие потребности в контентных услугах, их и пополняли? К сожалению, ответ на этот вопрос увяз в общефилософских рассуждениях о правах человека и абонента.

Борис Олейник

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен