Наталья Шевчик: в реабилитации и развитии особых детей нужно уходить от шаблонов
Собрать конструктивные предложения, которые можно воплотить в жизнь для улучшения оказания помощи особым детям, число которых составляет 5 тыс. 719, - такую задачу поставила перед участниками совета при губернаторе Тюменской области по делам инвалидов первый заместитель главы региона Наталья Шевчик.
В его работе приняли участие не только представители профильных ведомств, но и общественных организаций и объединений.
Первый замгубернатора проинформировала собравшихся, что уже идет переналадка работы психолого-медико-педагогических комиссий. "Они должны стать структурой, сопровождающей таких детей и помогающей детям-инвалидам и самим школам быстрее адаптироваться к инклюзивному образованию, а здесь очень многое зависит и от повышения квалификации специалистов, работающих с такими детьми, знаний и готовности педагогов обычных школ находить контакт с ними, помогать им социализироваться", - подчеркнула она.
По мнению Натальи Шевчик, необходимо уходить от шаблонных программ реабилитации и развития ребенка, которые не всегда учитывают его особенности, а двигаться по пути создания индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов для каждого.
Она предложила включить в состав психолого-медико-педагогических комиссий экспертов из общественных организаций по направлениям, это поможет повысить эффективность их работы и изменить устоявшиеся подходы.
На совете подняли проблемы, которые не так просто и быстро решить. Одна из них - гуманистический подход к детям-инвалидам в системе общего образования и в социуме, в частности, неготовность многих педагогов обычных школ работать с такими детьми. Но именно за инклюзивным образованием особых детей будущее. Необходима более тесная, скоординированная работа всех отраслевых ведомств, консолидация всех усилий в решении задачи социализации ребенка-инвалида.
Руководители общественных организаций высказали предложение о создании специализированного центра, который будет выполнять не только методические и консультативные функции для педагогов, но и возьмет на себя подготовку детей к инклюзивному образованию с дошкольного возраста, а также обозначили необходимость внедрения тьюторства.
Участники совета не раз положительно отзывались и приводили реальные примеры помощи особым детям благотворительного проекта социального партнерства "Ключ к жизни". Он не только дает возможность детям–инвалидам получить дополнительное лечение и реабилитацию, не предусмотренную программой государственных гарантий, но и помогает повышать квалификацию тюменских специалистов, в частности, врачей-реабилитологов, приглашая ведущих зарубежных экспертов. Многие лучшие мировые практики благодаря проекту "Ключ к жизни" успешно внедряются в регионе и помогают детям.