Тюменские вузы формируют мировоззрение молодежи
Комплексные планы противодействия экстремизму разработаны в тюменских вузах. Они включают патриотическое воспитание молодежи, профилактику асоциального поведения, радикальных настроений.
Об этом корреспонденту "Тюменской линии" рассказал председатель комиссии по воспитательной работе при Совете ректоров Тюменской области, проректор по учебно-воспитательной работе Тюменского государственного нефтегазового университета Дмитрий Новицкий.
"Все вузы за последние два года разработали соответствующие информационные ресурсы, наполнили их содержанием, максимально направленным на создание позитивного информационного пространства вокруг деятельности вуза. И в принципе этот общий фон, условно говоря, подсказывает ребятам направление развития и точки приложения своей энергии в науке, творчестве, спорте, общественной деятельности", - подчеркнул он.
Совет ректоров Тюменской области, по его словам, - зрелая площадка для диалога по самым актуальным проблемам, существующая уже более 20 лет.
"Вопросы профилактики экстремизма на заседаниях совета рассматривались не единожды. Особенно в сложные девяностые годы. В 2013 году мы обобщали опыт вузов в решении этих проблем. В октябре подведем итоги работы всех высших учебных заведений области по разработке информационных ресурсов, воспитывающих патриотизм и раскрывающих сущность любой радикальной идеологии. Студенческая аудитория крайне неоднородна и условно делится на два уровня. Первый - это ребята из лицея ТюмГНГУ и лицеев других вузов, которые приходят учиться на базе девяти классов, и крайне восприимчивы к радикальным идеям, легко впитывают навязываемую им информацию. Зерна радикального экстремального настроения закладываются лет в 12-14. И если молодой человек после школы пришел с такими настроениями к нам, то мы уже знаем, как это формируется и в чем выражается: человек в себе замыкается, не проявляет интереса к общественной жизни. У нас есть психологи, социальные педагоги и классные руководители, которые стараются проследить изменение модели поведения обучающегося и переориентировать его на позитивные моменты – творчество, спорт. Второй уровень - это сформировавшиеся личности. Как правило, ко второму курсу большинство студентов уже сформировали видение профессионального научного будущего", - сообщил Дмитрий Новицкий.
Актуальной проблемой во все времена для любой организации, занимающейся воспитанием молодого поколения, остается проблема свободного времени. Каждый вуз ставит приоритетную задачу обеспечить максимальную занятость студентов с первого курса.
"Мы большие силы направляем на занятость студентов во внеучебное время. В программах развития многих вузов предусмотрено трудовое воспитание - центры карьеры, студенческие биржи труда. Спортивно-досуговое воспитание предполагает развитие массового спорта. Но в любом случае, как показывают исследования, около 15-20 процентов ребят этими мероприятиями не интересуются. Но это совсем не значит, что они ничем не заняты. Такого не может быть. Даже если человек сидит в Интернете, то он занят. Он читает, обсуждает какие-то вопросы в социальных сетях", - отметил Дмитрий Новицкий.
Дмитрий Новицкий не считает правильным утверждение, что молодое поколение мало читает. Они мало читают традиционные книги или другие печатные издания, но активно и много читают в Интернете. Обсуждая разные актуальные темы современной жизни, они гораздо быстрее формируют отношение к этим проблемам. Проконтролировать этот воспитательный процесс, к сожалению, не в компетенции педагогов школы и вузов.
"Сформулированные и короткие мысли легко усваиваются. И если у молодого человека нет мировоззренческой основы, то у него будет развиваться радикальное мышление. И это уже задача вуза - сформировать мировоззренческую позицию молодого человека", - уверен председатель комиссии по воспитательной работе при Совете ректоров Тюменской области.
Борис Олейник