Составлен список товаров, которые подорожают в 2016 году
Рост потребительских цен в 2015 году оказался выше уровня 2014-го. По оценке Росстата, товары на прилавках подорожали на 12,9 процента, в 2014-м цены поднялись на 11,4 процента. По 2016 году прогнозы разнятся. Пока в федеральный бюджет заложен средний курс в 63,3 рубля за доллар. ЦБ ожидает, что темпы инфляции к апрелю замедлятся до 8 процентов. Эксперты уже спрогнозировали поведение цен на товары. "Российская газета" составила список товаров, которые подорожают в 2016 году при любых экономических раскладах.
Подорожает вся бытовая техника и электроника. По оценке президента Ассоциации развития электронной коммерции Германа Клименко, средний разброс роста ценников в будущем году составит от 5 до 12 процентов. Производителям не поможет даже российская прописка - материалы для сборки устройств импортируются и дорожают вслед за курсом доллара и евро, как и техника, полностью собранная за рубежом.
"То же касается бытовой техники, требующей запчастей или расходных материалов. Пылесосные мешки мы также ввозим из-за границы", - констатировал Герман Клименко.
По его оценке, в 2015 году цены на бытовую технику и электронику поднялись в среднем на 20-25 процентов. При этом электроника была самым желанным подарком на новогодние праздники. По оценке компании Deloitte, треть российских мужчин хотели бы обнаружить под елкой смартфон.
Газеты, журналы и книги могут прибавить в цене в 2016 году из-за повышения стоимости бумаги. По словам исполнительного директора Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Елены Шитиковой, полиграфисты получили уведомление от производителей бумаги о повышении цен с февраля. Речь идет об удорожании на 5-15 процентов, которое будет заложено и в стоимость конечной продукции.
По словам Елены Шитиковой, спрос на полиграфическую продукцию тоже останется сильным фактором, влияющим на ее конечную стоимость. "Читать дорогие журналы и книги в России стали меньше - это тоже зависит от ситуации в экономике. Кто-то вместо чтения книги пошел на вторую работу", - сказала исполнительный директор ГИПП.
По ее оценке, в 2015 году полиграфическая продукция прибавила в цене в среднем около 30 процентов. По оценке компании Xerox, на столько же упал и печатный рынок.
На рынке стройматериалов доля импорта варьируется. По словам первого замминистра промышленности и торговли Глеба Никитина, базовых стройматериалов (песок, щебень, кирпич, цемент) ввозится из-за рубежа только 5 процентов, но есть отдельные категории, обычно с высокой добавленной стоимостью, где зависимость от поставок достигает 90 процентов.
Повышения цен на стройматериалы в зимний сезон ожидать не стоит - спрос и без того слишком низкий, сообщают участники рынка. Весной он оживится вместе с ценами.
Рынок одежды тоже наполнен импортными изделиями, стоимость которых для потребителя увеличивается вместе с ростом курса доллара. По данным Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), отечественные товары занимают примерно четверть розницы, остальные доли принадлежат легальным и контрабандным поставкам одежды.
"Великого импортозамещения продукции легкой промышленности в 2016 году ждать не стоит, особенно если не будет специальной государственной программы, посвященной этому вопросу", - считает президент Союзлегпрома Андрей Разбродин. По его словам, одежда в 2016-м подорожает, но на сколько именно, он прогнозировать не берется. Возможно, в меньшей степени подорожание затронет секторы спецодежды и постельных принадлежностей, где высокую долю занимают российские производители. Скорее всего, продолжится набравший силу в 2015 году переток потребителей в другие ценовые ниши - например, покупателей среднего класса в более экономичные сегменты.
Структура обувного рынка в России напоминает рынок одежды. По данным крупнейших производителей, доля импорта готовой продукции на нем - около 80 процентов. Следовательно, рынок также зависим от курсовых колебаний.
По прогнозу генерального директора Российского союза кожевников и обувщиков Александры Андрунакиевич, обувь в 2016 году может подорожать в среднем на 10-12 процентов. Конкретная цифра будет зависеть от магазина. По словам Александры Андрунакиевич, на заметное импортозамещение можно будет рассчитывать при закрытии некоторых внешних рынков.
"Например, из Турции к нам везли много детской псевдоортопедической обуви. Мы готовы заполнить эту нишу", - отметила Александра Андрунакиевич.
Пока же заметная локализация российского производителя существует только в одном сегменте обувного рынка - госзаказе.