Тюменская энергосбытовая компания подвела итоги работы за 2015 год
Десятилетие со дня образования отметило ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в 2015 году. Юбилейный год отмечен хорошими и стабильными достижениями как по основной деятельности по сбыту электроэнергии, так и в части предоставления услуг в сфере энергосбережения и энергоэффективности.
В 2015 году доля ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" на рынке энергосбытовых услуг в тюменском регионе составила 18% среди 22 субъектов оптового рынка.
Фактические сборы за электроэнергию за отчетный период составили 99,8% от начисленных.
Тарифы и цены
Электроэнергия юридическим лицам поставлялась по свободным ценам.
Цена покупки электроэнергии на оптовом рынке в нерегулируемом секторе составила в 2015 году 149,9 коп/кВт*ч (в 2014 году - 144,29 коп/кВт*ч). Прирост цен покупки в нерегулируемом секторе составил около 3,89%, что вызвано ростом цен на мощность в связи с вводом новых генерирующих мощностей ТЭС и АЭС, а также станций на возобновляемых источниках энергии.
Жители рассчитывались за потребленные энергоресурсы по регулируемым тарифам, которые установила Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. При этом величина тарифов для населения находилась на самом низком уровне среди субъектов Уральского федерального округа. В целом по стране тариф для граждан на более низком уровне имели только шесть субъектов Российской Федерации: Новосибирская и Иркутская области, Чеченская и Дагестанская Республики, а также Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Зона обслуживания
Клиентская база юридических лиц в 2015 году составила более 18 тыс. лицевых счетов (прирост на 3,2%). Количество лицевых счетов физических лиц, обслуживаемых компанией, превысило 450 тыс. (прирост на 4,8%).
Прирост клиентской базы произошел за счет принятия на прямое энергосбытовое обслуживание новых потребителей в Тюмени, Пыть-Яхе, Урае, Лонгъюгане, Октябрьском, Белоярском и Уватском районах и др. Это жители трассовых поселков, а также населенных пунктов, подключенных к централизованному электроснабжению в 2015 г. Кроме того, это потребители, перешедшие на обслуживание от управляющих компаний, не исполнявших договорные обязательства, и собственники участков в садовых кооперативах и товариществах.
Работа с потребителями
Общество реализует мероприятия по улучшению стандартов качества энергосбытовых услуг, в том числе за счет внедрения современных и удобных сервисов, расширения сети по оплате за потребленную электрическую энергию.
В апреле 2015 года для потребителей-физических лиц стала доступна передача показаний приборов учета посредством СМС-сообщений.
Специалисты компании разработали и внедрили сервис по оплате и передаче показаний на сайте без авторизации – им пользуются около 4% потребителей ОАО "ТЭК".
Также обновлен корпоративный сайт компании – он стал более легким и интуитивно понятным для посетителей, получил современный дизайн и ряд интерактивных сервисов, помогающих абонентам сэкономить время.
В августе у потребителей появился еще один способ передачи показаний – через терминалы и банкоматы ПАО Сбербанк и АО "Газпромбанк". В декабре 2015 года компания реализовала прием оплаты через сотового оператора "МТС" (услуга "Легкий платеж"). В целом по итогам года общее количество точек приема платежей увеличилось до 5 тыс.
"Личный кабинет клиента"
В течение года специалисты компании активно продвигали среди потребителей сервис "Личный кабинет клиента" на интернет-сайте ОАО "ТЭК". В будущем он должен стать для клиентов основной площадкой для оплаты электроэнергии, работы с лицевым счетом, подачи заявлений, получения обратной связи.
С октября по декабрь 2015 года в межрайонных отделениях и на участках ОАО "ТЭК" прошла масштабная кампания по обучению потребителей навыкам работы с "Личным кабинетом". За этот период зарегистрировались почти 9 тыс. человек. Таким образом, доля зарегистрированных пользователей "ЛКК" выросла на 2% и достигла 16% (более 62 тыс. 300 учетных записей) от общей клиентской базы физических лиц. Треть зарегистрированных пользователей "Личного кабинета" регулярно передает через него показания и оплачивает электроэнергию.
Набирает популярность и "Личный кабинет клиента" для юридических лиц – в нем зарегистрированы уже 4 тыс. 510 потребителей (24% от клиентской базы юрлиц). Клиенты "ЛКК" могут оперативно посмотреть актуальную информацию по начислениям и объему электропотребления, получить и распечатать копию счета-фактуры, иметь доступ к информации о своих договорах и сведениям о произведенных оплатах. А с октября 2015 года индивидуальные предприниматели могут также произвести оплату счетов через "ЛКК".
Еще один перспективный сервис, который компания продвигает среди юридических лиц, – электронный документооборот (ЭДО), который позволяет потребителям электроэнергии в режиме реального времени обмениваться документами, подписывать счета-фактуры, сверять и отслеживать отклонения и передавать показания приборов учета электроэнергии, а также хранить архивы документов в электронном виде на сервере оператора. В сентябре Тюменская энергосбытовая компания при поддержке СКБ "Контур" организовала для юрлиц бесплатный обучающий вебинар на тему электронного документооборота. Сегодня к системе ЭДО подключены 2 тыс. 636 пользователей.
Расчетно-кассовое обслуживание
В 2015 году Тюменская энергосбытовая компания открыла новый клиентский офис (ЦОК) современного формата в п. Белый Яр Сургутского района (аналогичные офисы действуют с 2014 года в пгт. Березово и п. Игрим Березовского района ХМАО-Югры). Офис обслуживает жителей пп. Белый Яр, Барсово и Солнечный в части расчетов за коммунальные услуги в режиме единого окна. Потребители могут передать показания приборов учета, оплатить коммунальные услуги (электроэнергию, горячее/холодное водоснабжение, отопление, домофон, газоснабжение, вывоз ТБО, ОДН, капремонт, соцнаем жилья), получить консультацию в части начисления платы за ЖКУ, приобрести энергосберегающее оборудование.
Наиболее значительные результаты работы ЦОК в 2015 году достигнуты в плане собираемости платежей за коммунальные услуги. По итогам года уровень сборов в Березово составил 94%, в Игриме – 89%, на Белом Яру – 88%. Стоит отметить, что до начала функционирования центров уровень собираемости в этих населенных пунктах не поднимался выше 75-84%.
В течение года в части расчетно-кассового обслуживания для клиентов ЦОК реализованы такие новшества как обновление формата платежного документа и мультимедиа-контента, транслируемого на ТВ-панелях; прием платежей через ФГУП "Почта России" и показаний приборов учета через ПАО "Сбербанк России"; оплата и передача показаний на сайте kirc.tmesk.ru без авторизации; создание раздела сервиса "Личный кабинет клиента" - "Бланки заявлений"; кампания по обучению потребителей навыкам работы с "ЛКК" и др.
Разработан проект дизайн-концепции оформления и оснащения офисного пространства центров обслуживания ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в едином корпоративном стиле – таким образом, существующие и вновь открывающиеся офисы ЦОК получат новое оформление в соответствии с разработанной концепцией.
Обратная связь
В 2015 году через контактный центр, интернет-приемную, электронную почту, "Личный кабинет клиента" и т. д. получено более 442 тыс. обращений потребителей. Большинство из них (420 тыс.) поданы через контактный центр ОАО "ТЭК".
Основная причина обращений потребителей за консультациями (почти 38%) – получение разъяснений по индивидуальным начислениям (включая пеню и общедомовые нужды). 29,5% обращений касаются работы в "Личном кабинете клиента" (вход, регистрация, восстановление доступа, возможности сервиса). 12% вопросов связаны со способами и периодом оплаты электроэнергии, 10,7% - со способами передачи показаний приборов учета.
На 90% обращений предоставляется ответ в течение одного рабочего дня, на остальные обращения - в течение трех рабочих дней.
Работа с дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность потребителей ОАО "ТЭК" по состоянию на 31.12.2015 г. составила 1,801 млрд рублей. В структуре дебиторской задолженности преобладают: население (571,2 млн рублей), предприятия ЖКХ (469,5 млн рублей), прочие потребители (434,5 млн рублей), управляющие компании и ТСЖ (120,2 млн рублей).
В отчетном году повысилось качество претензионно-исковой работы. В 2015 году юристы компании предъявили 25 тыс. 811 исковых заявлений в отношении должников (юридических и физических лиц), не исполняющих свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии на общую сумму 1,020 млрд рублей (в 2014 году - 12 тыс. 26 исков на сумму 1,15 млрд рублей). Большинство исков (24 тыс. 274) поданы в отношении физлиц. Суды удовлетворили 14 тыс. 366 исков, с потребителей-неплательщиков взыскано более 633 млн рублей основного долга и 11,7 млн рублей штрафных санкций.
За отчетный период введено 4 тыс. 748 ограничений режима потребления электрической энергии юридическим лицам и 5 тыс. 587 - физическим лицам-неплательщикам.
Неосновные виды деятельности
В 2015 году ОАО "ТЭК" провело 15 тепловизионных и энергетических обследований для муниципальных и коммерческих предприятий, компаний сферы ЖКХ, а также разрабатывало программы энергосбережения. Регионом проведения обследований преимущественно являлся ЯНАО, в меньшей степени - ХМАО-Югра и Тюменская область.
Было заключено два договора на проведение работ по модернизации систем освещения на объектах АО "Тюменьэнерго", а также договоры на создание и модернизацию 13 тыс. 700 точек учета у потребителей АО "Тюменьэнерго" и организацию беспроводного доступа к коммерческим приборам учета электроэнергии с АО "Ямалкоммунэнерго".
ООО "Независимое энергосбытовое предприятие" (дочернее зависимое общество ОАО "Тюменская энергосбытовая компания") подписало первый в Сургуте и Югре энергосервисный контракт в бюджетной сфере с МАУ "Сургутская филармония". В рамках контракта проведен комплекс работ по модернизации системы внутреннего освещения, проект находится на стадии возврата инвестиций. Для ОАО "ТЭК" это второй энергосервисный договор – в 2014 году компания провела модернизацию уличного освещения на территории детского санатория "Верхний бор" (г. Тюмень).
В 2015 году компания открыла шесть новых точек розничных продаж в Муравленко, Губкинском, Новом Уренгое, Пыть-Яхе, поселках Белый Яр и Приобье. Таким образом, общее число точек продаж достигло восьми, а в планах ОАО "ТЭК" на 2016 год – открытие еще шести таких точек на территории присутствия компании.
За год компания реализовала потребителям 2 тыс. 318 приборов учета электроэнергии и почти 3 тыс. различных электротехнических товаров (энергосберегающих и светодиодных ламп, выключателей, предохранителей, удлинителей и т. д.). В течение года в точках продаж проведены стимулирующие акции "Сезонная распродажа", "Осенняя арифметика", "В Новый год купи светодиод".
В отчетном году ОАО "ТЭК" активно продвигало услуги по энергосбережению и учету энергоресурсов через Центр энергоэффективности. В 2015 году в центре проведены 124 открытых урока для школьников на тему "Энергосбережение и энергобезопасность", которые посетили 1 тыс. 983 учащихся.
В декабре 2015 года ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" совместно с департаментом образования администрации Сургута провело на базе Центра Всероссийский тематический урок энергосбережения для руководителей образовательных учреждений, который посетили 22 представителя школ города.
Награды и перспективы
Достижения ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в отчетном году были отмечены:
- дипломами победителя регионального этапа Всероссийского конкурса реализованных проектов в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и развития энергетики ENES-2015 в номинациях "Лучший проект по модернизации уличного освещения на основе энергосервисного контракта", "Лучший проект по популяризации энергосберегающего образа жизни среди детей дошкольного и школьного возраста", "Самый информативный и посещаемый демонстрационный центр энергоэффективности";
- дипломом за первое место в номинации "За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности" и дипломом за третье место в номинации "За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы" регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
- наградой за первое место V Всероссийского конкурса "Лучшая энергосбытовая компания России" в номинации "Максимально клиентоориентированная энергосбытовая компания";
- дипломом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса "МедиаТЭК" в номинации "Профессиональный PR в регионе" за проект "ОДН - платим без проблем!".
В приоритетах общества на ближайшую перспективу - дальнейшее расширение территории присутствия и сохранение лидирующих позиций среди гарантирующих поставщиков УФО; реализация нового подхода к обслуживанию населения в части организации расчетов за коммунальные услуги путем открытия новых клиентских офисов современного формата в населенных пунктах региона; внедрение новых сервисов для удобства обслуживания каждого потребителя.
"Прошедший юбилейный год еще раз доказал, что наша компания способна с успехом решать поставленные задачи и преодолевать любые сложности, даже несмотря на кризисные явления в экономике страны, - отметила генеральный директор ОАО "Тюменская энергосбытовая компания Татьяна Бычкова. - Наступивший год тоже будет непростым – усложняется нормативно-правовая база в отрасли, усиливается ответственность гарантирующих поставщиков перед потребителями и регулирующими органами, нарастает конкуренция. Именно поэтому для нас крайне важно адаптироваться к меняющейся ситуации и придерживаться эффективной стратегии – сохранять и приумножать клиентскую базу, повышать свои конкурентные преимущества за счет внедрения новых сервисов, усиливать работу по повышению платежной дисциплины потребителей".
Соб. инф.