Деревянные идолы северных народов впервые представлены в музее-заповеднике под Тюменью
Уникальные деревянные идолы северных народов Тюменской области впервые выставлены в Археологическом музее-заповеднике на озере Андреевском. Здесь с 1 апреля работает выставка "Религиозные традиции народов Сибири".
"Идолы давно лежали в фондах музея, но впервые выставлены для широкого обозрения, - рассказал корреспонденту "Тюменской линии" специалист музея-заповедника Эдуард Гаврищюк. - Коллекция собрана известным этнографом Адаевым, и находилась в очень ветхом состоянии. Их обработали специальным раствором, что остановило их старение".
Деревянные идолы устанавливались, как правило, в священных местах северных народов. В своей работе "Полуостров Ямал" писатель Борис Житков приводит описание такого места: "Это длинный ряд куч сядэев, обложенных черепами жертвенных оленей, обвязанных обрывками шкур… Деревянные идолы (сядэи) сгруппированы в семь отдельных куч, стоящих вытянутым рядом в нескольких шагах расстояния одна от другой. Деревянные идолы здесь… в виде коротких обрубков древесного ствола со стесанной на верху головой и грубыми насечками на месте глаз, носа, рта; или в виде длинных и тонких обтесанных палок, покрытых группами зарубок по семи в каждой группе… В середину каждой кучи, как это обычно и на других жертвенных местах Ямала, вставлена сухая лиственница – священное дерево самоедов. Каждая куча сядэев считается местом поклонения отдельных рядов".
Большой интерес, по мнению специалистов, могут вызвать палки для счета песен. "Это своего рода дневник какого-то отдельного праздника. Человек делает зарубки на квадратной палке, по которой потом можно восстановить всю программу такого важного праздника как Медвежий день – какие песни были исполнены, как, о чем", - пояснил Эдуард Гаврищюк.
По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за непослушание. Но люди почитают его и даже справляют Медвежий праздник - древний обряд с красивым празднеством, которое длится несколько дней. Раньше такой праздник устраивали в честь убитого медведя. Длительность праздника у таких народов, как манси и ханты, зависела от того, кого убили охотники. Если это был самец, то справляли самое малое пять дней, самке - четыре дня, а медвежатам - два-три дня.
"У нас представлен бубен шамана, который использовался на таких праздниках", - сообщил Эдуард Гаврищюк.
Всего на выставке более сотни предметов XVII-XX веков, связанных с проведением ритуально-обрядовой деятельности угорских и самодийских народов: одежда (головные уборы и рукавицы исполнителя священных песен и танцев на медвежьем празднике), музыкальные инструменты (бубен шамана, варган, наркас юх), жертвенное покрывало, обрядовые маски, палки для счета песен, деревянные фигуры идолов, куклы, обереговые металлические украшения.
Борис Олейник