Борьба со стереотипами: отношение жителей города к пользованию транспортом пора менять, считают специалисты
"Роль транспорта в жизни современного города" обсудили ведущие специалисты дорожной инфраструктуры и транспорта и представители власти Тюменского региона за круглым столом.
По словам директора департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области Павла Белявского, ведущего конференции, был интересный состав участников, которые рассказали, какие системы уже работают в Тюмени, какие проекты администрация города начинает, с какими проблемами и вопросами сталкивается.
Участники отметили: везде есть транспортные проблемы, решение которых порой находится за гранью очевидных вещей.
"Например, кажется хорошо, когда мы увеличиваем парковки. Но если мы смотрим на долгосрочные экономические последствия, понимаем о том, что мы можем нанести вред. Потому что мы разрушаем городскую ткань с точки зрения не только транспортной системы, а всех интересов жителей города. Это более важно: мы утрачиваем культурные районы. Могли бы сделать пешеходную улицу, которая могла бы стать центром притяжения и точкой роста туризма, но решение транспортной проблемы здесь и сейчас подобные вещи разрушает", - резюмировал Павел Белявский.
Он выделил главный тезис круглого стола: говорили о комплексности и долгосрочности работы. Транспортная система – это единственная система в теле города, которой пользуются абсолютно все. Поэтому все издержки и выгоды должны рассчитываться только в долгосрочной перспективе и в связке с влиянием на все другие жизнедеятельности города, считают специалисты.
"Есть очень много технических решений, но на самом деле основные проблемы при применении основных решений – это изменение общественного сознания, общественных представлений", - считает директор департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике региона.
Он отметил, многие люди воспринимают свой автомобиль как элемент своего социального статуса. Несмотря на все очевидные экономические преимущества, даже в условиях уже современных автобусов, люди все равно не готовы отказываться от автомобилей. Это привычка: "человек платит кредит за авто и он готов выжимать из своего транспортного средства все что может".
Как показывает статистика, чаще всего автомобили используют для того, чтобы приехать из дома на работу и обратно. Остальное время машина стоит на парковке или у дома. Специалисты считают, что от подобных предрассудков и привычек пора избавляться.
По словам Павла Белявского, иностранцы отмечали, что благодаря той политике, которая реализовывалась еще в советское время, в Тюмени хорошие показатели по вкладу общественного транспорта в передвижении транспортных потоков. Гости региона отмечали, что Тюмень находится в хорошей доли пропорции: большое количество людей пользуется общественным транспортом. Но тут возникает уже другая проблема: социальные стандарты растут.
"Сегодня люди уже не готовы мириться с устаревшим автобусным парком, который предлагает частный перевозчик. Люди хотят, чтобы и автобусы были тоже современными, с кондиционером, мультимедийными панелями и т.д. Это достаточно серьезный вызов, нужно понять, как максимально реализовать запрос общества", - пояснил Павел Белявский.
Он выделил представленную на конференции разработку интеллектуальной системы управления транспортом и отдельные системы для Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля. При сохранении количества автобусов парка общественного транспорта, но с применением новых программных продуктов, систем нового мониторинга, можно увеличить оборот этого фонда и перевозить большее количество людей.
"То есть можно решать проблемы не только за счет дополнительного ресурса, а изменения процессов. Это имеет много разных правовых проблем, которые нужно устранять. Многие из них не решаются на региональном и местном уровне", - дополнил Павел Белявский.
Он отметил, что многие вещи реализуются уже сегодня. В частности, в Тюмени хороший результат в программе "Создание системы приоритетов общественного транспорта". Разработчиком проекта выделенных полос движения для общественного транспорта стал Тюменский индустриальный университет. Как сказал глава Тюмени Александр Моор, те цифры, которые давал университет в расчетах проекта, оказались очень близки к тому, что получилось в результате. Как показывает социология, автомобилисты склоняются к единому мнению: выделенные полосы положительно сказались в целом на дорожном трафике.
"Некоторые вещи, которые обсуждались на конференции, нам пока кажутся долгосрочной перспективой, но оказывается всегда можно находить какие-то варианты, внедрять их и они могут давать достаточно успешный эффект", - считает Павел Белявский.
Дополним, дискуссионную площадку на тему "Роль транспорта в жизни современного города" организовали департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени и Тюменский индустриальный университет.
Ирина Ромашкина