В Тюмени обсудили вопросы соблюдения прав клиентов управляющих компаний
Кому теперь платить за коммунальные услуги и оплачивать ли их вообще, как сделать перерасчет, кто отремонтирует текущий кран? Жильцы нескольких тюменских многоквартирников были в растерянности, когда узнали о банкротстве компании "Комфортный дом", управлявшей их жильем.
Как пояснила председатель некоммерческой организации по защите прав потребителей СБПР Екатерина Браун, к которой владельцы квартир обратились за помощью, банкротство "Комфортного дома" в декабре 2016 года инициировала организация "СУЭНКО". В августе 2017 года управляющая компания была признана несостоятельной и, по информации собственников, перестала обслуживать дома. Был назначен конкурсный управляющий.
Вопрос о том, как соблюсти права граждан в подобных ситуациях, обсудили участники круглого стола на дискуссионной площадке ИА "Тюменская линия" и РИА "Федерал-Пресс". В разговоре приняли участие представители Государственной жилищной инспекции по Тюменской области, территориального подразделения управления Роспотребнадзора, управляющей компании и департамента городского хозяйства администрации Тюмени.
"Иногда жильцы видят, что управляющая организация оказывает услуги в недостаточном объеме. В этом случае они обращаются в жилищную инспекцию, инспекция делает проверки и на этом этапе выясняет, действует ли процедура наблюдения или банкротства. Как правило, мы сообщаем об этом собственникам. Они должны отреагировать. Если выясняется, что организация на стадии банкротства, им нужно выбрать другую управляющую организацию либо сменить способ управления. Что касается платежей, то пока управляющая компания в реестре лицензий, пока она не ликвидирована, собственники должны платить деньги управляющей организации. Другое дело, если компания не исполняет свои обязательства по содержанию общего имущества. Тогда собственники должны составлять акты о ненадлежащем оказании услуг и требовать перерасчет у конкурсного управляющего", - пояснила начальник отдела по административным производствам Государственной жилищной инспекции по Тюменской области Елена Головачева.
Она уточнила, что жильцы имеют право оплатить коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации, минуя управляющую компанию. Принять аналогичное решение, расторгнув договор с недобросовестным посредником, может и сама ресурсная организация.
Между тем сейчас на первый план выходит другой вопрос - как передряги минувших месяцев повлияли на подготовку домов к зиме.
Как пояснила начальник отдела по управлению жилищным фондом департамента городского хозяйства администрации Тюмени Ольга Быкова, список потребителей, которые не подготовились к отопительному сезону, будет направлен в жилищную инспекцию. При этом отсутствие паспорта готовности не означает, что здания не готовы к зиме, отметила представитель инспекции. Елена Головачева также заверила, что отопление в домах будет включено в любом случае.
Интересы клиентов "Кофмортного дома" на заседании представляла председатель некоммерческой организации по защите прав потребителей СБПР Екатерина Браун. Она отметила, что по результатам дискуссии планируется создание резолюции для собственников жилья.
"Мы узнаем, где самые проблемные точки, и по этим вопросам будем разъяснять собственникам их права и в части смены управляющей компании, и в части запросов", - сказала она.
Выводы и советы экспертов могут быть полезны не только жильцам пострадавших домов. Чтобы успешно отстаивать свои интересы, о правах и обязанностях нужно знать, а с этим у собственников жилья в Тюменской области есть сложности, отмечают участники дискуссии. Неграмотность иногда усугубляется принципиальным нежеланием управлять своим жильем. В свою очередь управляющие компании вместо взаимовыгодного сотрудничества часто предпочитают конфликтовать с жильцами. А иной раз - и с законом. Так, в случае с "Комфортным домом" вопросы к организации возникли не только у юристов-правозащитников, но и у правоохранительных органов, сообщили участникам заседания.
Татьяна Ковалева