• 28 ноября 202428.11.2024четверг
  • USD108,0104
    EUR113,0947
  • В Тюмени -8..-10 С 1 м/с ветер юго-восточный


Вечные темы в спектакле "Не покидай свою планету"

Общество, 11:10 10 октября 2017
Далее в сюжете Как пробиться в телевизионную лигу КВН, рассказал участник команды "Наполеон Динамит"

Виртуозный театр одного актера в исполнении Константина Хабенского, музыкальное сопровождение камерного ансамбля "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета, видеоинсталляция и импровизация со зрителем на сцене тюменской филармонии – таким представили "Маленького принца" тюменцам столичные артисты в первый день "Алябьевской осени".

"Шесть лет назад в Сахаре что-то сломалось в моторе моего самолета", - этой фразой из произведения Антуана де Сент-Экзюпери началось повествование о судьбе летчика. От жажды в бесконечных песках путешественник начинает бредить. То ли явь, то ли реальность представляется глазам главного героя. Только маленькому принцу очень нужен барашек.

"Посмотрим, что же такое музыкальная фантазия"", - слышалось среди слушателей в  филармонии перед третьим звонком.

Сюжет сказки Антуана де Сент-Экзюпери известен всем. Однако форма подачи постановки способна изумить всякого. С первых минут спектакля зрителя затягивают в иллюзорный мир бредящего летчика. На первом плане Хабенский пересыпает песок на сцене, бросает тень-перевертыш на задник сцены и то рисует барашка, то разговаривает с маленьким принцем, то перевоплощается в капризную розу на астероиде Б-612. На втором плане актера поддерживают 19 "Солистов Москвы". Третий план – пески Сахары, Вселенная, все ее сущности, космос, ветер и желанная вода – фантасмагория главного героя, которую получает зритель благодаря видеотрансляции.

Планета Его Величества Правителя, повелевающего звездам, солнцу и незваному гостю "то зевать, то не зевать", предстала перед зрителями огромным шаром космического цвета с видеоизображением Хабенского, отчеканенного Цезарем в крутящейся монете. Разговаривая сам с собой, актер надел сферу как ранец, да так и пошел дальше по другим астероидам и планетам.

Планеты… те самые планеты, на которые ступила нога золотоволосого маленького принца показали привычной сферической формы, в виде треугольников, квадратов и ту самую, на которой жили тысячи роз.

На шестой планете географ попросил путешественника описать его астероид.

- На моей планете два вулкана, цветок…

- Цветы мы не отмечаем…

- Почему? Это же самое красивое!

- Потому что цветы эфемерны.

- А это что значит "эфемерны"?

- Это значит то, что должно скоро исчезнуть!

- Исчезнуть?

- Ну, разумеется!

(Тишина)

- Что значит, разумеется? Эй!? Что значит, разумеется?! (Вопрос в истерике повторяет главный герой, он повис в воздухе, став риторическим)

- Посети планету Земля. У нее неплохая репутация…

"Маленького принца" на сцене невозможно представить иным. Актер то эмоционально, то спокойно читает текст. То смолкает, оставляя время зрителю на впечатление от музыки и видео на заднике сцены. Пески и солнце Сахары иссушили в начале постановки, оттенки космических цветов прокатили по Вселенной, спас от одиночества рыжий лис, напоили и спасли от жажды воды оазиса и ярко-алые блики мириад роз на экране напомнили о той, ради которой не нужно было покидать свою планету.

Константин Хабенский рассказал, что спектакль "Не покидай свою планету" репетируется по сей день. Он и сам становится автором постановки, импровизируя, как и на тюменской сцене.

Во время мизансцены с лисом, роль которой отдали виолончели, актером стал тюменец с первого ряда зрительского зала. К нему Хабенский, остановив игру виолончелиста, обратился с вопросом: "Хочешь, чтобы у тебя появился друг? Хочешь?".

Актер вывел зрителя на сцену. Усадил на стул и попросил:

- Если хочешь, чтобы у тебя появился друг, приручи меня! Что для этого нужно сделать? Нужно просто запастись терпением. Ты будешь сидеть здесь!

Актер дал ему стул, усадив тюменца в левом углу сцены. Сам же сел неподалеку от виолончелиста со словами:

- Я буду сидеть здесь, как будто в траве, и так искоса поглядывать на тебя. А ты сиди и молчи. Слова – они только мешают понять друг друга. И каждый раз, когда будешь приходить, садись чуточку ближе. Чуть-чуть! Давай еще немножко, будто еще день прошел… Теперь можешь потихонечку вставать и идти. (Виолончилисту) Да подожди-подожди! Видишь, это же живой спектакль! (Ругается на музыканта, выкидывает его ноты в воздух)

- Всякий раз старайся приходить в одно и то же время. (Обращается в зал) Сколько время? Пятнадцать минут? Какого? Девятого. Восемь вечера: округляем, хорошо? (Обращается к зрителю) Вот смотри, если ты каждый раз будешь приходить в восемь вечера, в семь я уже почувствую себя счастливым! Я узнаю цену счастью, понимаешь? Просто если ты всякий раз будешь приходить в разное время, я не буду знать, к какому часу готовить к счастью свое сердце.

Проинструктировав тюменца, актер выдал мизансцену с моралью лиса из сказки, сам махнув рукой виолончелисту, будто дирижируя музыканту.

"Обряды надо соблюдать. Ты для меня сейчас, как и сто тысяч других. Да и я для тебя вот – лисица… Но если ты меня приручишь, мы станем лучшими друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. Я стану для тебя один в целом свете. Пожалуйста, приручи меня", - после этого монолога Хабенский и случайный зритель обнялись.

Главный герой пообещал плакать от расставания с другом, ведь сам просил его приручить.

Как оказалось, работа со зрителями шла по сценарию, однако выделилась среди прочих выступлений. Особую импровизацию Хабенскому задал зал: "Обычно зрителя я вытаскиваю из зала, сажаю в проход и мы работаем через зрительный зал. Сегодня я решил его вытащить прямо на сцену, иначе зрителям не было бы видно. Это была мизансценическая импровизация, не смысловая, не более того".

Он подчеркнул, спектакль "Не покидай свою планету" - живой. Он создается при каждом выступлении на публике и формируется благодаря зрителям.

"Сегодняшний спектакль – это живое общение. Для меня очень ценно, что Юрий Абрамович слышит и оценивает все то, что я вываливаю и на его несчастную голову и на голову зрителя с точки зрения того, что сейчас меня волнует и как я думаю. Это живое общение. Я тоже научился слышать какие-то музыкальные фрагменты", - отметил Хабенский.

Артисты вспоминали, как создавали постановку. На первой же репетиции Константин Хабенский показал владение музыкальным материалом "Солистов Москвы".

"Когда впервые Константин читал сцену, а мы играли музыку Шуберта, которая требует особой концентрации внимания, я узнал, что Хабенский трудоголик и очень музыкальный человек. Все ведь зависит от темпа:  акценты, где у нас меняются тональности и паузы. Выяснилось, что у нас нет проблем – не нужно было смотреть на актера, чтобы он взял дыхание и начал говорить. Он шел точно с нашей паузы, он знал ту музыку с первых репетиций досконально. В текст укладывался – чуть медленнее и быстрее – точно по скорости. Это очень важно", - подчеркнул Юрий Башмет. 

По словам Хабенского, постановка "Не покидай свою планету" не поставлена на поток для гастрольных туров, хотя и стала популярна. Артист считает, что сегодня важно удержать то, что соединилось: и музыку, и визуальные вещи, и человеческие взаимоотношения на площадке, и режиссерский разбор.

"Мне кажется, мы создали абсолютно новый жанр в искусстве. Это создавалось за долгий период репетиций. Сначала вынашивали идею. Потом пришло понимание того, как и в каком направлении будет развиваться спектакль. Затем подбор музыки, ее сочинительство – такой, чтобы она была близка к той классике, которой мы прикасаемся. Больше половины музыки к спектаклю сочинил Кузьма Бодров", - рассказал актер.

Режиссер, автор сценографии и костюмов Виктор Крамер до сих пор репетирует с труппой, дополняя и видоизменяя основу постановки.

"Как и любое рождение интересной вещи это пошло не сразу с премьеры. Не хочу вдаваться в подробности, как мы сочиняли спектакль: были и тупики, и взлеты, и падения. Премьера спектакля прошла на фестивале в Сочи – на родине Юрия Башмета.

Знаете, мы репетируем спектакль по сей день. Режиссер Виктор Крамар приезжает, смотрит, делает замечания. Импровизации импровизациями – это то, как ты сегодня чувствуешь день, как ты ощущаешь себя в этом мире. Это относится не только к драматическому актеру, но и к музыкантам, к людям, которые не выходят на сцену как на завод. Это относится к тем, кто дорожат тем, чем они занимаются. Поэтому они не могут изо дня в день, из спектакля в спектакль работать одинаково. Потому спектакль живет и этот так называемый поток существует. Как только этот "фонтан" заткнется, надо снимать спектакль.

Сегодня мы пытаемся, чтобы спектакль был живой, эмоциональный, чтобы люди не выходили с него с холодным носом, а в хорошем смысле с расшатанной эмоциональной структурой", - высказался Константин Хабенский.

По его словам, нельзя апеллировать понятием комфорта сцены, если речь идет о постановке "Не покидай свою планету": главное, как встречает зритель. И по этому критерию артисты воспринимают город. Артист высказал мнение, что на вопрос тюменских зрителей, что же такое музыкальная фантазия и как будет синтезироваться классическая музыка, видеоинсталляция, артисты ответили.

"Не скажу, что мы так часто играем на такую большую площадку. Но не так просто войти в правила игры: о чем мы с вами будем разговаривать. Когда они принимаются, дальше все идет легче, понятнее. Учитывая также, что этот спектакль один из крайне редких, где нет вторых и третьих планов, где про белое говорится белое, про черное говорится черное, где поднимаются такие вещи, как любовь, добро, смерть, очищение, пускай подкреплено и музыкой, и текстом, и визуальным рядом, но это те вещи, о которых сейчас скромничают говорить широко", - сказал Хабенский. 

С заключительным монологом Константин Хабенский обратился к Юрию Башмету. Сев на ступени перед ансамблем, летчик рассказывал музыканту, как нашел маленького принца. 

- "Знаешь, моя роза, я ведь за нее в ответе - она ведь такая слабая, такая простодушная. У нее ведь всего лишь четыре шипа", - сказал принц. Потом встал, сделал шаг и упал, как дерево, медленно. 

Понемногу я утешился. То есть не совсем, но я знаю, он возвратился на свою планету. Ведь когда расцвело, я не нашел на песке его тело. Не такое уж оно было тяжелое.

А по ночам я люблю слушать звезды, словно пятьсот миллионов бубенцов. Но вот что поразительно! Когда я рисовал намордник для барашка, я забыл про ремешок! Маленький принц не сможет надеть его на барашка. 

С последними звуками музыкально-театральной постановки зал тюменской филармонии залили овации зрителей. Аплодисменты не смолкали шесть минут: тюменцы не отпускали актера и музыкантов, дарили цветы и просили автографы у артистов.

Ирина Ромашкина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен