Помехи внеземного происхождения на Южном Урале. Вспоминая метеорит
Некоторые события гремят на всю страну. И только их непосредственные участники знают, что скрывается за громкой славой. Падение метеорита в Челябинске на несколько недель изменило жизнь горожан и оставило длинный информационный шлейф, а весь мир узнал о существовании уральского города. Что было со связью в момент того космического вторжения и как за два часа спасли 100 базовых станций, вспоминают технические специалисты "МегаФона".
Утром 15 февраля 2013 года сеть "МегаФона" работала в штатном режиме. Технический директор Виталий Сироткин вышел на улицу, чтобы убедиться, что все готово к выезду инженеров по объектам. Вдруг почувствовал, что все вокруг осветилось ярким светом, как летом в знойный день. За яркой вспышкой последовал звук сильного взрыва и ударная волна – все это совсем рядом с офисом. Окна задрожали, разбилось стекло. Закричали люди.
Мысли проносились одна за другой: что происходит? война? упал самолет? что с семьей? Подобными вопросами задавался в тот момент каждый. А у сотрудников "МегаФона" был еще один важный вопрос: что со связью? Одного взгляда на экран смартфона было достаточно, чтобы понять – связь ограничена. В техслужбу стали поступать данные – разорван оптический кабель, в городе "упали" более 100 базовых станций "МегаФона". Без связи остались почти половина абонентов в городе-миллионере.
Первое, что сделали инженеры, – провели мониторинг сети и определили район повреждения. Бригада с измерительным оборудованием выехала в зону аварии, пробираясь сквозь пробки и оцепление сотрудников МЧС и полиции. Место ЧП было видно по разрушениям – от ударной волны обрушилась стена Челябинского цинкового завода, она повредила контактную сеть и оптическую линию связи "МегаФона". Из-за этого почти половина базовых станций вышли из строя.
Город гудел, словно улей, каждый переживал за близких. Нагрузка на сеть у всех мобильных операторов возросла многократно, и тогда большая тройка открыла аварийный роуминг. В той ситуации разрыв кабеля, обеспечивающего работу сотни базовых станций, был сродни повреждению жизненно важной артерии в организме человека. Связисты начали "штопать" артерию связи.
Мгновенно были организованы резервные направления для перевода мобильного трафика. Сразу две бригады начали восстанавливать поврежденный участок кабеля с обеих сторон. Последствия разрыва были нейтрализованы за два часа – в телефонах абонентов загорелся индикатор сети. Через пять часов восстановили и оптическую линию связи, протянув по воздуху кабель в 96 волокон длиной 1 км. С последствиями падения метеорита город справлялся еще несколько недель, но проблем с мобильной связью больше не было.
"Когда все это происходило, мы еще не знали, что упал метеорит, а не самолет, что жертв нет. Глядя на разрушения, было легко поддаться панике. Но мы смогли собраться и четко и слаженно сделали свою работу. Связист – это ведь не только мирная профессия, все это знают. Так что каждый из нас потенциально готов к чрезвычайным ситуациям. Но лучше, чтобы их было меньше", – поделился технический директор "МегаФона" в Челябинской области Виталий Сироткин.
Падение челябинского метеорита входит в категорию событий, которые случаются раз в 100 лет. От последствий падения пострадали 1 тыс. 613 человек, материальный ущерб составил около 1 млрд рублей. Метеорит обеспечил данные для многочисленных научных исследований и прославил столицу южного Урала на весь мир. Для Уральского филиала "МегаФона" эта авария стала испытанием на прочность и событием, о преодолении которого с гордостью вспоминают сотрудники инфраструктуры в год 15-летия филиала.