Марина Фомушкина: инклюзисное образование способствует развитию потенциальных возможностей особых детей
Инклюзивное образование (от лат. include заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех детей в плане приспособления к их различным нуждам, в том числе физическим ограничениям, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В рамках цикла материалов о внедрении инклюзивного образования в Тюменской области главный детский психиатр департамента здравоохранения Тюменской области, заместитель главного врача Областной клинической психиатрической больницы Марина Фомушкина ответила на вопросы.
- Марина Геннадьевна, что больше всего волнует родителей детей с особенностями развития?
- В психиатрическую службу нашего учреждения чаще всего обращаются со следующими вопросами: "Какой у моего ребенка диагноз?", "Это состояние на всю жизнь?", "Он сможет учиться и получить специальность?", "Как нам вести себя с ним?", "Какое лечение самое эффективное?".
Есть случаи, когда мы рекомендуем перейти на домашнее обучение, а не инклюзивное. Но вопросы вида и программы обучения детей все же решает психолого-медико-педагогическая комиссия департамента образования Тюмени и Тюменской области.
- В чем сложность инклюзивного образования?
- К совместному обучению в одном классе здоровых детей с детьми, имеющими ограниченные возможности, конечно, готовы не все родители. Родители особых детей опасаются того, что их детей в школе будут оскорблять, унижать, одноклассники будут избегать общения с ними. Родители здоровых думают, что присутствие в классе ребенка с ограниченными возможностями может уменьшить внимание педагога к остальным, преподавать материал в замедленном темпе, тем самым уменьшить объем передаваемых знаний учащимся. Конечно, здесь очень многое зависит от педагога, его умения наладить диалог с родителями, а также от общей осведомленности общества об инклюзии. Проблемных вопросов еще много. В первую очередь это необходимость в улучшения материально-технической базы образовательных учреждений и обучение педагогов для работы с особыми детьми.
- В чем заключаются преимущества инклюзивного образования?
- В первую очередь это развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками. Дети с ограниченными возможностями могут участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками, не чувствовать себя чужими и изолированными. А это очень важно для психологического здоровья всей семьи, где растет такой ребенок. Конечно же, для лучшей адаптации ребенка к образовательной программе, преодоления страхов, тревоги, мы всегда рекомендуем организовать его сопровождение детским психологом или психотерапевтом.
- Какой ваш рецепт эффективного внедрения инклюзивного образования в России?
- Необходимо проводить просветительскую, образовательную работу с родителями по особенностям инклюзивного образования педагогами школ, в СМИ. Профилактировать агрессивное поведение сверстников по отношению к детям с ограниченными возможностями путем проведения тематических классных часов классными руководителями с учащимися, родителями. Я уверена, что педагоги, работающие с особенными детьми, должны быть профессионалами и иметь специальную подготовку, но и не забывать о себе, чтобы не развился синдром эмоционального выгорания. Для его профилактики необходимо уметь восстанавливать свои физические и эмоциональные силы, отдыхая с семьей, занимаясь любимым делом и просто делая себе маленькие подарки.