• 17 декабря 202517.12.2025среда
  • USD79,4302
    EUR93,8054
  • В Тюмени -19..-21 С 2 м/с ветер западный


Формирование бюджета Тюменской области на 2004 год

Губернатор, 06:37 11 августа 2003

**Пресс-конференция вице-губернатора Тюменской области Владимира Якушева. "Тюменская линия" - "Интерфакс".

7 августа 2003 года**

Добрый день! Я хотел бы рассказать сегодня о том, как идет работа в администрации Тюменской области по формированию бюджета 2004 года. Несмотря на то, что стоит хорошая погода и многие жители Тюменской области находятся в отпусках, процесс по формированию бюджета - основного финансового документа области - не прерывается. Очень много всевозможных трудных моментов, которые приходится преодолевать для того, чтобы документ получился максимально сбалансированным и чтобы в течение года минимально его изменять и корректировать. Именно в этом направлении сегодня все отраслевые департаменты, и, в первую очередь, департамент финансов и департамент экономики, ведут свою работу.

Что касается доходной части бюджета 2004 года, то при ее формировании возникает несколько проблем, которые, к сожалению, уменьшают наши доходы.

В первую очередь, как это уже известно из средств массовой информации (и мы неоднократно говорили об этом), в связи с ожидаемым изменением налогового законодательства не исключен вариант, когда предприятия, приобретая основные фонды, в течение первого года будут иметь возможность амортизировать от 20 до 50 процентов стоимости основных фондов. Это не что иное, как суперускоренная амортизация, которая позволяет предприятиям уменьшать налогооблагаемую базу по прибыли. В связи с этим не исключено, что мы получим серьезную цифру выпадающих налогов.

В связи с перерегистрацией "Тюменской нефтяной компании" в межрегиональной налоговой инспекции г. Москвы изменились подходы общества к уплате налогов в бюджет Тюменской области, в результате по налогу на доходы физических лиц мы несем потери в объеме 345 миллионов рублей.

Также вы знаете, что в связи с изменением налогового законодательства у нас исчезает налог с продаж, который составляет порядка 720 миллионов рублей.

Вот это те прямые потери, которые бюджет Тюменской области в 2004 году понесет.

*Что будет происходить у нас с налогом на добычу полезных ископаемых? *Вы прекрасно знаете, что более 50% доходной части нашего бюджета напрямую зависит от цены нефти на мировых рынках. Именно поэтому при формировании бюджета 2004 года обсуждается сразу несколько вариантов, делаются расчеты исходя из ожидаемых цен на нефть - в 20, 18 и 12 долларов за баррель. Это соответствует тем подходам, которые сегодня использует и федеральное правительство.

Если цена на нефть будет равняться 20 долларам за баррель, то по сравнению с 2003 годом мы недополучим порядка 10 процентов доходов, в абсолютной цифре это 1,9 миллиарда рублей. Что в этом случае мы с вами теряем? Мы не сможем профинансировать областные и общеобластные программы в объеме 1,3 миллиарда рублей, не сможем профинансировать в полном объеме такую серьезную статью, которая присутствует каждый год в бюджете Тюменской области, как поддержка других отраслей промышленности.

При цене 18 долларов за баррель потери бюджета составят порядка 17%, для консолидированного бюджета это около 3,2 млрд. рублей.

И самый пессимистичный, нежелательный вариант развития - 12 долларов за баррель. При этом сценарии потери консолидированного бюджета составят около 30 процентов, а в абсолютной цифре - 6,8 млрд. руб. Что в этом случаем мы с вами теряем? Мы полностью не сможем финансировать общеобластные программы, поддерживать отрасли промышленности, будет полностью прекращено финансирование капитального строительства, на 500 млн. уменьшится дорожный фонд, на 15% (более полутора млрд. руб.) сократится финансирование текущих расходов по таким отраслям, как культура, образование, медицина. Прогноз пессимистичный, тем не менее, такие варианты мы с вами всегда должны просчитывать.

Расходная часть бюджета в 2004 году увеличится в связи с тем, что у нас с 1 октября этого года предстоит повышение заработной платы на 33%. Повышение заработной платы в бюджете 2004 года потребует 1 млрд. 350 млн. рублей, - это без учета роста текущих расходов, связанных с индексацией материальных затрат и повышением тарифов на коммунальные услуги.

Сегодня окончательных цифр по тарифам на федеральном уровне нет. Планируется их увеличение на 20% - как по электроэнергии, так и по газу. На этот уровень мы и ориентируемся. Расходы увеличатся примерно на 2 млрд. 230 млн. руб. Чтобы обеспечить исполнение заявленных расходов при существующей структуре бюджета, среднегодовая цена на нефть должна быть не менее 27 долларов за баррель.

Такое развитие ситуации наиболее благоприятно, и область чувствовала бы себя довольно комфортно в этих условиях.

Все наши мероприятия по формированию областного бюджета на сегодняшний день проходят в тот период, когда федеральный бюджет не прошел еще ни одного чтения в Государственной Думе. Мы знаем, что при принятии федерального бюджета наш норматив налога на добычу углеводородного сырья (нефти) в размере 5,5% может претерпеть изменения. И, к сожалению, не в сторону увеличения, а в сторону уменьшения. А это весьма существенные потери для бюджета. Ситуация осложняется еще и тем, что областной бюджет теряет норматив отчислений по налогу на добычу углеводородного сырья в виде газа - это порядка 1,1-1,2 миллиарда рублей.

Вот в таких сложнейших условиях формируется бюджет области на 2004 год. При этом еще раз повторюсь: все зависит от того, как будет проходить рассмотрение федерального бюджета, а это ? ориентировочно ? будет в ноябре. Следовательно, в последнем чтении ранее декабря принять бюджет области мы не сможем, поскольку ориентированы на параметры, которые будут заложены в федеральном бюджете.

Остановлюсь еще на одном очень важном вопросе - оптимизации бюджетной сети. К сожалению, доходная часть бюджета уменьшается, а расходная - растет. Одна из причин роста расходов - нерациональная структура сети бюджетных учреждений социальной сферы. Работа по оптимизации, то есть по созданию более эффективных и экономных способов предоставления образовательных, медицинских и культурных услуг населению, не останавливается и не остановится. Хотя я понимаю, что отношение к этому неоднозначное. Вопрос стоит достаточно просто: мы сегодня не имеем финансовой возможности для того, чтобы полноценно содержать бюджетную сеть юга Тюменской области в ее нынешнем виде. Мы должны иметь сеть, которая может предоставить более качественные услуги, поэтому необходимо провести ряд мероприятий по ее оптимизации.

Получить эффективно действующую сеть, менее затратную, чем та, что мы имеем сегодня, - задача, которую поставил губернатор перед администрацией области.

Жилищное строительство

При оптимистическом прогнозе жилищная программа, которая сегодня реализуется через жилищный фонд, будет финансироваться в объеме 2003 года.

Финансирование социальной сферы

Тюменская область является одним из немногочисленных регионов, где сегодня ситуация по финансированию бюджетной сферы стабильна и понятна. У нас нет задолженности по заработной плате, у нас своевременно выплачиваются отпускные, у нас вовремя уходят в отпуска учителя и медицинские работники.

Что касается бюджета будущего года, то даже при самых пессимистичных прогнозах заработная плата работникам бюджетной сферы будет выплачиваться в срок. Это мы можем гарантировать. Что касается остальных программ, все будет зависеть от доходной части бюджета.

Подготовка к зиме

Администрация области, помимо всех нормативов, на подготовку жилищно-коммунального хозяйства к зиме всегда выделяла дополнительные финансовые ресурсы. Учитывая серьезные вложения и серьезные работы, которые были проведены на протяжении последних трех лет, в этом году подготовка идет по заранее согласованному плану. Финансирование достаточно серьезное, мероприятия проведены очень масштабные. Так что не замерзнем!

Поддержка отраслей промышленности

Те мероприятия, которые на сегодняшний день присутствуют в бюджете текущего года, а это поддержка отраслей промышленности, субсидирование процентных ставок по тем кредитам, которые направлены в экономику юга Тюменской области, планируется сохранить и в бюджете на 2004 год. Это те шаги, которые мы можем сделать для того, чтобы помочь нашей промышленности развиваться, увеличить налогооблагаемую базу и сделать бюджет менее зависимым от налога на добычу полезных ископаемых. Вы все прекрасно понимаете, что заменить 50% бюджета в течение года нереально и невозможно.

Зависимость бюджета от цены на нефть

В предварительных расчетах Минфина расходы федерального бюджета 2004 года балансируются при цене нефти в 20 долларов за баррель ? это достаточно оптимистичный прогноз.

Поступление на мировой рынок дешевой иракской нефти приведет к снижению цен. Если это произойдет, то ценовая ситуация будет выглядеть достаточно пессимистичной. Мы к ней должны быть готовы и прекрасно отдаем себе отчет, что от этого фактора сильно зависим.

Развитие отраслей

Если мы оценим ситуацию и посмотрим, как экономика работала семь месяцев 2003 года, увидим, что динамика неплохая. Прирост к соответствующему периоду прошлого года составил от 14 до 23% - самый высокий не только в Уральском федеральном округе, но и в России. Продвинулись дела в лесной промышленности, очень хорошие показатели в молочной промышленности и во многих других отраслях. Поэтому оптимизм есть, показатели говорят сами за себя. Но мы не должны успокаиваться. Напротив, должны находить всевозможные варианты, чтобы все меньше зависеть от платы за недра. Однако 50% бюджета, еще раз повторюсь, заменить достаточно сложно. Сегодня и в дальнейшем мы будем делать все, чтобы промышленность юга Тюменской области максимально увеличивала свою налогооблагаемую базу и пополняла бюджет. Здесь мы включаем как фискальные рычаги, - заставляем налогоплательщиков добросовестно исполнять предписанные законом обязанности, - так и рычаги поддержки. Предприятия Тюменской области, как никогда прежде, получают в последние два года очень серьезную бюджетную поддержку. Это касается и субсидирования процентных ставок, и прямых областных программ. Нужно сказать и о том, что ведется активная работа по продвижению нашей продукции на север и в другие регионы. И все-таки не нужно забывать о том, что последнее десятилетие очень подвело наши предприятия, и сегодня они все нуждаются в очень серьезном техническом перевооружении. Тот инвестиционный ресурс, который сегодня присутствует у нас на юге, недостаточен. И та бюджетная поддержка, которая оказывается, тоже недостаточна. Сегодня нужны очень серьезные инвестиции, для того чтобы технически перевооружить промышленность. Есть успехи, и цифры, которые я назвал, говорят об этом. Но, еще раз повторю, каждая цифра имеет свою соизмеримость.

Полномочия регионов

Я не совсем соглашусь с мнением экспертов, которые прогнозируют, что в результате перераспределения полномочий между субъектами Федерации могут произойти какие-то изменения в инвестиционном климате. Все будет зависеть от того, сколько в результате данного перераспределения консолидированный бюджет (то есть и округов, и юга Тюменской области) в целом потеряет. Какой норматив мы с вами получим по НДПИ, от этого и будет зависеть инвестиционная привлекательность трех субъектов. Пока, насколько мы знаем по результатам общения с Минфином, все идет к тому, что норматив будет снижен. Этот фактор может повлиять.

Во сколько обойдется Тюмени хоккейный турнир "Пяти наций", как идет подготовка к нему?

6 августа прошло заседание оргкомитета, который я возглавляю. Считаю, что подготовка идет достаточно хорошо и оперативно. В этом году турнир пройдет на более высоком качественном уровне. Мы постараемся, чтобы этот хороший, зрелищный спортивный праздник запомнился тюменцам. Проблем на сегодняшний день нет, все организационные мероприятия отработаны. Строительные работы по ремонту ледового дворца к 25 августу закончатся.

Турнир обойдется областному бюджету в объеме 3 млн. рублей. Часть этих средств мы планируем компенсировать за счет продажи дорогих билетов, цена которых, в зависимости от матча, будет доходить до 500 рублей. Часть расходов будет возмещена за счет рекламы. Тем более что сейчас решается вопрос о прямой трансляции по спортивному каналу тех матчей, которые будут проходить с участием сборной России. Считаю, что затраты бюджета на данный турнир будут минимальны. Прошлогодний турнир показал, что та радость, которую он доставит жителям нашего города, того стоит.

Уватский проект

Действительно, Уватский проект сегодня развивается. Он требует очень серьезных инвестиций. Оказывается, в 60-70 годах велись очень серьезные изыскательские работы и в других районах юга Тюменской области. В силу возможностей бюджета мы финансируем программу по развитию минерально-сырьевой базы области. Федерация финансирует в объеме 46 млн. руб. В этом году они даже планируют добавить порядка 70 млн. руб. Высказывается предположение, что Федерация будет готова в 2004 году финансировать данную программу в объеме 100 млн. рублей. Здесь уже нам надо смотреть, насколько областной бюджет сможет потянуть свою часть.

Что нас беспокоит, так это ситуация по соглашению о разделе продукции - она как бы "зависла". Правительство до конца не высказывает свою позицию, и это тормозит развитие не только Уватского проекта, но и аналогичных проектов в целом по Российской Федерации. Если мы найдем дополнительные инвестиции, то получим достаточно неплохой резерв для пополнения доходной части нашего бюджета.

Прожиточный минимум

Мне бы не хотелось опережать события. Сегодня идет серьезная работа, и этот вопрос стоит в повестке дня очередного заседания Думы. Есть несколько вариантов расчетов, которые мы будем представлять депутатам. Пока нет готовых решений, мне бы не хотелось комментировать этот вопрос.

АПК

Идет окончательная сверка контрольных цифр по бюджету департамента агропромышленного комплекса. Они остаются приблизительно на уровне 2003 года. Последние два года мы проводили политику привлечения банковских кредитов за счет субсидирования процентных ставок из областного бюджета. Эта сумма в 2004 году будет увеличена, поэтому бюджетный ресурс будет задействован минимально и бюджетных кредитов практически не будет. Агропромышленный комплекс мы полностью переводим на коммерческое финансирование за счет субсидирования процентных ставок. Кредит для сельхозтоваропроизводителя на тех условиях, которые сегодня предлагаются, будет ему обходиться примерно в 5% годовых. Для нормально работающего сельхозтоваропроизводителя данная цифра вполне по силам.

Очень серьезная проблема, которую мы будем отрабатывать, - это программа объединения более сильных хозяйств с менее сильными. Слабые хозяйства не имеют возможности взять коммерческие кредиты, не имеют возможности обрабатывать землю, которой владеют, и полноценно обеспечивать посевную, уборочную и т.д. На реализацию этой программы предусмотрено около 70 млн. рублей. Это безвозвратные деньги, за счет которых будут поддержаны те мощные хозяйства, которые сегодня готовы под свою базу подтянуть еще 3-4 слабых хозяйства. Такие интеграционные процессы будут идти и в будущем году. Финансирование агропромышленного комплекса не уменьшится. Но, еще раз повторюсь, государственную поддержку получат те предприятия, которые хозяйствуют эффективно.

Исполнение бюджета 2003 года

По первому полугодию исполнение бюджета таково: доходы составили порядка 97% от плана. Немного мы не дотянули до 100%, но есть тому объективные причины, связанные с изменением на федеральном уровне налогового законодательства: налог на добычу полезных ископаемых в этом году мы стали получать с опозданием. Если раньше этот процесс шел месяц в месяц, то сейчас за январь получаем в феврале и т.д. Это главная причина, почему мы не дотянули до 100%. Цифры, которые мы сегодня имеем, подтверждают, что бюджет первого полугодия по расходам будет выполнен полностью.

Заимствования

Администрация области постоянно получает различные предложения от тех или иных коммерческих банков, которые сегодня имеют богатый опыт работы на рынке банковских услуг. Мы знаем, что на приемлемых условиях - доходность порядка 9% - автономными округами размещен облигационный займ. В то же время мы не рискнем производить какие-либо серьезные заимствования, пока не определится ситуация с доходами на 2004 год. Берутся они очень легко, а отдаются очень тяжело. Это первый момент. Второй момент, который нас сдерживает: не решены вопросы по двум серьезным поручительствам, сделанным предыдущей администрацией, - по сахарному заводу и кожевенному предприятию. Это те факторы, которые не позволяют обсуждать вопрос заимствования в настоящее время.

Закрепление молодых специалистов на селе

Действует программа поддержки кадров агропромышленного комплекса. Объем ее финансирования - 15 млн. рублей. Цифра может показаться маленькой, но это первый и достаточно серьезный шаг. Эти 15 миллионов распределяются между муниципальными образованиями, главы которых принимают решения по поводу того, в какой форме оказывать поддержку молодым специалистам. В следующем году такая программа в бюджете департамента АПК также предусматривается.

**Вопрос "Интерфакс-Урала":

В каких федеральных законах заинтересована Тюменская область с точки зрения наполнения бюджета?**

Самый хороший закон для Тюменской области - это закон, сохраняющий за Тюменской областью существующие нормативы по налогу на добычу углеводородного сырья.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен