• 3 мая 20243.05.2024пятница
  • В Тюмени 6..8 С 2 м/с ветер юго-восточный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


"Живая память": Петр Шубин

Общество, 10:15 02 мая 2018

Ежегодная акция "Живая память" пройдет в Тюмени 5 мая. Информационное агентство "Тюменская линия" запускает серию материалов о военных корреспондентах.

Мне повезло абсолютно случайно. Благодаря одному из постоянных внештатных авторов газеты – Галине Ботовой, удалось отыскать дочь бывшего заведующего сельхозотделом, ответственного секретаря Армизонской районной газеты "Знамя Ленина", ветерана Великой Отечественной войны Петра Тихоновича Шубина. Много лет назад Надежда Петровна Коробова (Шубина), отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, заслуженный житель г. Нижневартовска уехала из нашего района и сейчас живет в Нижневартовске. Её воспоминания и стали основой рассказа о фронтовике – журналисте.

"Добрый день, Владимир Михайлович! Вот уже несколько дней нахожусь в состоянии, которое трудно поддаётся определению: волнение с оттенком счастья; благодарность, переполняющая душу, грусть на грани слёз… Спасибо, спасибо много раз за понимание важности, за желание заниматься делом, которое требует много времени, а главное - душевных сил. Безусловно, я - в вашей команде! Однако, к своему стыду и сожалению, знаю о фронтовом прошлом папы очень мало: он не рассказывал, а я не настаивала… Нам ведь кажется, что родители будут всегда, всё успеется. Фотографий мало, да и качество оставляет желать лучшего. Надо заниматься. Мне потребуется некоторое время, а с ним у меня всегда проблема… Но ради памяти отца, безусловно, найду…

Воспоминания, воспоминания… Близкие и далекие... Сколько их связано с моим отцом! Близкие - потому что, кажется, дотронься до них рукой, и они оживут, и снова будет рядом он, мой папа, сохраняющий живой ум и достоинство до конца своих дней. И такие далекие, уходящие корнями в мое милое детство, где он тоже рядом - всегда остроумный и красивый.

Вот уже 15 лет как папы с нами нет. И хотя прошло так много времени, я помню его очень хорошо. Просто потому, что это был самый талантливый, яркий и уважаемый мной человек, из всех, кого я встретила на своем жизненном пути.

В моем детстве было мало рассказов отца о войне. Наверное, это черта всех фронтовиков, переживших такие личные потрясения от увиденного, что не хотелось возвращаться в то время. Даже в воспоминаниях.

Первое, что всплыло в моей памяти из прошлого - папины руки. Какие-то не такие, как у всех, особенного цвета. Позднее я поняла, что это - следы многочисленных ожогов. Такие же были и на его лице. Мама рассказала, что папа горел в танке и чудом остался жив. А бабушка Луша поведала, что даже не узнала его, когда после демобилизации, в 1950 году, вернулся домой - уж больно не походил взрослый, с обгорелым лицом, солдат на её 17-летнего сына, которого в 1943 она проводила на войну...

Перед отправкой на фронт, папа проходил обучение в танковом училище, под Нижним Тагилом. Он вспоминал: "Когда нас, мальчишек, везли в эшелонах на запад, все думали об одном: "Какой он будет - первый бой? Смогу ли я убить? Человека! Но потом стали проезжать земли, где уже побывали фашисты. Увидели сожжённые деревни, виселицы с трупами, одинокие фигурки детей на обочинах дорог. И сердце будто окаменело. Ни у кого сомнений не осталось - бой будет! Мы отомстим!"

…То, что он рассказывал, было в очень и очень редкие периоды откровений, в основном, на праздник – День Победы или День скорби, после принятия положенных ста грамм. И я бережно храню эти воспоминания!

Мой отец воевал в составе 216-ой отдельной танковой бригады – командиром орудия танка Т-34. Дошёл до Кенигсберга. Там его танк был подбит. Он сумел выбраться из пылающей машины, но сильно обгорело лицо, шея, грудь, руки… Превозмогая страшную, нечеловеческую боль, он пополз… Ничего не видя, и думая только об одном: "Первые слова, которые услышу, и будут означать - жизнь или смерть! Если это будет немецкая речь – через минуту я умру, если окликнут по-русски - буду жить".

Судьба ему улыбнулась – нашли наши солдаты! А сколько их осталось там?! Боевых друзей, верных товарищей…

Любимой песней отца о войне, была эта:

"Дымилась роща под горою и вместе с ней горел закат…

Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…

Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте -

У незнакомого поселка, на безымянной высоте…"

Потом были долгие месяцы госпиталей – лечение, заживление страшных ран… Повзрослев, мне самой пришлось осознать - через какие испытания, через какие адские боли прошёл отец, а ведь он никогда не стонал и не жаловался, чтобы у него не болело… Он сохранил на всю жизнь презрительное отношение к болезням. Даже в последние недели и дни своей жизни…

Часто думаю о поколении наших отцов и дедов… Из какого "материала" они были сделаны?! Что дало тот жесткий, несгибаемый характер? Только ли та страшная война? Или их сталь тогда просто прошла закалку? Папа всегда говорил, что сила человека - не в теле, а главное– это дух, и именно его надо постоянно укреплять. Это по его заветам до сих пор следую правилу: трудностей не бояться и силой воли их преодолевать…

Отец обожал читать - помню, как трудно было подобрать в сельской библиотеке книгу, с которой он ещё не был знаком. Был интересным, остроумным рассказчиком, и его слушали люди. Он никогда не навязывал своего мнения, но мог проанализировать любую ситуацию и дать правильный совет, убедить в принятии решения, которое обязательно оказывалось верным!

Любил детей, и всегда находил время для общения и игр с ними, рассказывал много интересных вещей: о земле, животных и растениях, о будущем людей, о счастье и смысле жизни. Для моих дочерей лучшие воспоминания детства связаны именно с Армизоном и общением с дедом! Важно, что и мой муж очень уважал папу - за порядочность, твёрдые нравственные принципы и патриотизм, причём – не "дутый", а настоящий, идущий от души, от сердца!

Отец никогда не рвался за чинами и должностями, и был, как и большинство фронтовиков, весьма скромным и непритязательным человеком. Но в то же время - личностью с прочным внутренним стержнем, с закаленными на фронте взглядами и убеждениями. И если что-то не так – его не сломить, не переубедить.

А еще - любил помогать людям. И, видя это, к нему всегда обращались в трудный момент. Никогда не отказывал – если не советом поддержит, то делом, участием, да и деньгами тоже.

Я очень любила и люблю его, мы были очень дружны... И сейчас, когда вспоминаю папу, жизнь которого оборвалась в 2002 году, сожалею - ведь могла бы быть более настойчивой, побольше узнать и о его боевой молодости, и о фронтовых товарищах. Очень печально, что сохранилась всего одна его фронтовая фотография. И только одна, где я рядом с ним, – снимок сделан после рождения старшей дочери. Потом все как-то не складывалось. И тем дороже сегодня буквально каждая мелочь, каждая подробность, каждая черточка. Навсегда врезалось в память, как я, маленькая,и папа пели его любимую песню "Спят курганы тёмные…". Она стала и моей любимой - сейчас ее нередко напеваю. Для души. Он часто слушал Высоцкого, особенно его песни о войне. Это передалась и мне.

…В 1996 году моя мама ушла из жизни, через шесть лет не стало папы. Но сколько бы лет ни прошло, они всегда будут жить в моём сердце, в моей памяти. Вся моя семья будет вспоминать отца и дедушку – солдата и человека, который прошел через все тяготы войны, ради того, чтобы жили мы. Где-то читала, что у каждой Победы есть имя. У Победы в Великой Отечественной войне - много имён. И среди них - моего отца: Шубина Петра Тихоновича…".

Довоенная биография П.Т. Шубина короткая: родился 27 января 1926 года в с. Армизонское, здесь же окончил 9 классов. И всё. На фронт он был призван 17-летним мальчишкой 10 февраля 1943 года. По апрель 1943 был наводчиком ПТР 12-го запасного стрелкового полка, затем – курсантом 25-го учебного танкового полка. С января по февраль 1945 года принимал участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны в составе 213-ой отдельной танковой бригады в качестве командира орудия танка Т-34. После тяжелого ранения - как отмечено в справке РВК: "…24 февраля в ходе боёв получил ожоги лица и головы 2 степени, и ожоги 2 – 3 степени обеих кистей рук" - проходил лечение в эвакогоспитале в г. Каунас. Продолжил службу в составе 1050-го отдельного корпусного танкового батальона с августа 1945 года по апрель 1946 года, затем – зав. складом артснабжения и боеприпасов 133-го тяжелого танкового полка до декабря 1950-го года. Старший сержант Шубин воевал в Восточной Пруссии, освобождал Кенигсберг. Награжден орденами Славы 3 степени, Отечественной войны 1 степени, медалями "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг" - всего 13 боевых и юбилейных наград.

Мирная жизнь ветерана началась с работы в должности инспектора отдела социального обслуживания населения, а через год – в октябре 1951 года – он стал заведующим сектором кадров исполкома районного Совета народных депутатов. Пришлось ему поработать и на земле – с апреля 1954 года по февраль 1960 года был бригадиром полеводческой бригады в с. Армизонское. А вот дальнейший трудовой путь и свернул к газете "Знамя Ленина": согласно приказу № 1 от 4 февраля 1960 года Петр Тихонович Шубин "зачислен в штат редакции на должность литературного сотрудника", уже 28 мая переведён заведующим отделом писем, а с октября – зав. сельхозотделом. И кто его знает – может, так бы и пошел журналист вверх по карьерной лестнице, тем более что ни одного замечания не зафиксировано в "приказной книге" – только поощрения и премирования, но… Приказом №11 от 16 апреля 1962 года, "в связи с ликвидацией районной газеты "Знамя Ленина" от работы были освобождены все. Вот и пришлось ветерану войны "искать себя" снова – поработал директором кинотеатра "Космос", затем директором промкомбината. Пока, как уже говорилось выше, в марте 1965 года не позвал его в возрождённую газету М.И. Битюцких – также на должность зав. сельхозотделом. Да не просто это случилось – потребовалось специальное решение райисполкома. Впрочем, вторым решением в январе 1966 года райисполком затребовал П.Т. Шубина обратно, и целых шесть лет он отработал секретарем исполкома райсовета. В феврале 1974 года вернулся в издательство, и несколько месяцев был ответственным секретарем газеты, затем вновь курировал сельское хозяйство, а с 15 февраля 1982 года стал исполнять обязанности заместителя редактора газеты "Знамя Ленина".

Стоит отметить, что ветераны войны особыми льготами на работе не пользовались. За все время встретился лишь один приказ о поощрении П.Т. Шубина и М.И. Битюцких именно за былые боевые заслуги - редактор газеты А.П. Герань издал его в честь 37-ой годовщины Великой Победы, и затем уже каждый праздник отмечал их труд премиями и ценными подарками.

В январе 1986 года П.Т. Шубин вышел на пенсию, но проработал еще полгода – до 2 июня. Потом он частенько заходил в редакцию, благо жил неподалеку, советовал, поддерживал молодых сотрудников. И я, пришедший в газету в 1997 году, помню Петра Тихоновича всегда уверенным, подтянутым, аккуратно одетым, умеющим и удачно подшутить, и в один миг превратиться в строгого учителя…

Да, сотню раз права его дочь - Надежда Петровна Коробова: то поколение было сделано из такого "материала", что не сломать, не согнуть, а каждое испытание их только закаляло. Как сталь…

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен