"Нужно выговориться": зачем подростки звонят на телефон доверия
На детский телефон доверия в Тюменской области чаще всего звонят ребята в возрасте 13-14 лет. Это объясняется тем, что именно в подростковом возрасте идет активное становление личности, школьники не могут найти общего языка с родителями, жалуются на травлю со стороны сверстников.
Об этом в интервью корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" на условиях анонимности рассказала психолог, оператор детского телефона доверия в Тюменской области.
Она отметила, что, как правило, звонят дети, которым не хватает внимания и сопереживания со стороны взрослых. Они звонят с фразой – "можете ли вы со мной просто поговорить", а потом благодарят за поддержку. Многие взрослые недооценивают это сочувствие и молчаливое сопереживание. На самом деле важно, чтобы подросток мог прийти домой, выговориться и знать, что его при этом не будут ругать.
"Когда ребенок в шквал своих эмоций и страстей звонит нам, то важно стабилизировать его эмоциональное состояние. Когда отвлечешь, поговоришь с ним на другие темы, то эмоциональный фон нормализуется. В этом и заключается наша поддержка. Ведь дети же все равно кому-то выговорятся, и не всегда это будет детский телефон доверия. Ребенок может получить псевдоподдержку и в плохой компании, что не очень хорошо. Поэтому самый экологичный вариант – это взрослые, в первую очередь, родители", - пояснила специалист.
Тематика проблем, с которыми обращаются дети, самая разная. При этом психолог отмечает определенные закономерности. Так, дети реже звонят летом, когда за сутки может поступить всего один-два звонка, чаще – в осенне-зимний период, когда число обращений достигает 40 в сутки.
"Зимой и осенью звонков больше. Это такая пора, когда пасмурно, темнеет рано, может возникнуть депрессивное состояние. Видимо у людей немного подавленное состояние и, возможно, в связи с этим учащаются недомолвки между собой, стычки, конфликты. А весной и летом звонков меньше, особенно в ночное время", - рассказала она.
Независимо от сезона лидирующими остаются проблемы отношений с родителями, со сверстниками, влюбленность. Весной отмечается рост звонков на тему предстоящих экзаменов и выбора будущей профессии. Зачастую ресурсов к концу учебного года у подростков уже мало, а прессинг со стороны школы и родителей, которые настаивают на хорошей учебе и оценках, усиливается. Именно поэтому многие из них переживают, волнуются и ищут поддержки.
"Дети начинают паниковать: "А если я не сдам, что будет?". Почему-то некоторые родители внушают, что если ребенок не сдаст экзамен или сдаст его на тройку, то жизнь на этом остановится и он будет самым плохим. Здесь важно, наоборот, поддерживать ребят и говорить им о том, что, несмотря на оценки, они все равно любимы, а жизнь продолжается", - рассказывает специалист.
Если говорить о родителях, то они звонят реже. Поводами для обращения становятся детско-родительские отношения и травля их детей. Бывает, что помочь по телефону сложно, поэтому родителям дают четкие инструкции, куда можно обратиться за квалифицированной поддержкой. Младшие же школьники часто просто проявляют любопытство. Они могут помолчать, спросить о назначении телефона доверия, пошутить или нагрубить.
"Ребята в возрасте 9-10 лет часто звонят с розыгрышами. Здесь в основе лежит любопытство. Детям интересно знать, действительно ли ответит психолог, часто они ждут реакции на шутку или грубость. Они ведь думают, что взрослый человек начнет ругаться, но мы понимаем, что им просто интересно, это любопытство и нет смысла кричать. Здесь надо проще к этому относиться", - рассказала специалист.
В то же время с шутками звонят и взрослые люди, которые не имеют никакого отношения к детскому телефону доверия. Оператор подчеркнула, что звонить люди должны с реальными проблемами и ситуациями. Ведь пока один дурачится, другой в это время пытается дозвониться с какой-то реальной проблемой.
Что касается продолжительности звонков, то они могут быть разными. Кому-то достаточно 15-20 минут, а некоторым требуется час-полтора, чтобы его услышали и посочувствовали.
Отметим, операторами детского телефона доверия работают квалифицированные психологи с высшим образованием и опытом работы. Они помогают разобраться в причинах возникшего состояния, наметить пути решения проблемы и просто выслушать.
"Возможность выговориться — уже полдела: пока человек не поделился наболевшим, он не способен объективно оценить ситуацию и найти из нее выход. Не стоит выбирать путь проб и ошибок, рискуя еще больше осложнить собственное положение. Получив своевременный совет и поддержку, есть возможность быстрее во всем разобраться и качественно изменить ситуацию", - отмечают специалисты.
В Тюменской области детский телефон доверия востребован среди детей и взрослых. Только за полгода, с января по июнь 2021 года, операторы приняли 1 тыс. 372 звонка. Из них 628 – от детей и подростков, 142 – от родителей и опекунов, 602 звонка - от других граждан.
Детский телефон доверия 8-800-2000-122 работает ежедневно и круглосуточно. Специалисты оказывают помощь бесплатно и анонимно. Это особенно важно, если ребенок срочно нуждается в поддержке. Также функционирует сайт детского телефона доверия.
Любовь Голышева