Тюменский психолог назвала ценностные ориентиры предпринимателей
Психолог института педагогики и психологии ТюмГУ Юлия Мурзина написала статью "Сравнение ценностных ориентаций предпринимателей и наемных работников в регионах России". Она вышла в "Национальном психологическом журнале".
Исследование проводилось с помощью методики "Опросник терминальных ценностей" Игоря Сенина. Выборку составили 198 человек: предприниматели – 98 человек, наемные работники – 100 человек).
Исследователь выяснила, что для предпринимателей, в отличие от наемных работников, характерен более высокий уровень выраженности таких терминальных ценностей, как креативность, активные социальные контакты, саморазвитие, достижения и сохранение собственной индивидуальности.
Значимые различия по шкале "Внутренние терминальные ценности" показывают, что главная цель предпринимателей – самореализация, стремление быть в гармонии с самим собой и нежелание подстраиваться под доминирующие общественные стереотипы, выяснила психолог.
По шкале "Внешние терминальные ценности" различий между предпринимателями и наемными работниками не было обнаружено: они одинаково воспринимают значимость ценностей социального признания - престиж и высокое материальное положение.
Что касается шкал жизненных сфер, то здесь отмечается преобладание значимости всех жизненных сфер для выборки предпринимателей по сравнению с выборкой наемных работников.
Таким образом, обнаружены различия по пяти шкалам терминальных ценностей и пяти жизненным сферам между выборками предпринимателей и наемных работников.
Исследование позволило констатировать большую концентрацию смыслов в разных сферах жизни для предпринимателей. Жизнь предпринимателей описывается как более яркая, многогранная и наполненная.
Результаты исследования позволяют сделать предложения в адрес вузов, инвестиционных и консалтинговых организаций для повышения эффективности их работы с предпринимателями, сообщает управление стратегических коммуникаций ТюмГУ.