О влиянии санкций на рынок франшиз рассказал тюменский эксперт
Построение новых логистических цепочек, смена формата розничной торговли и ребрендинг общепита. Такие основные изменения рынка франшиз в условиях санкций обозначил региональный представитель Российской ассоциации франчайзинга в УФО Андрей Разуваев.
"Поменялись целые отрасли. Цепочка поставок товаров просто перестала существовать и везти товары из Европы параллельным импортом или другими путями стало нерентабельно. Международные компании из дружественных стран, СНГ да и самой России заместили практически всю продуктовую линейку. Тенденция началась еще в 2020 году в пандемию и ускорилась с началом спецоперации. Сейчас у нас с точки зрения поставок все хорошо. Логистические хабы работают, потребители не видят отсутствия каких-либо товарных групп", - рассказал эксперт корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия".
Обновилась и сама цепочка розничных продаж. Закрылось большое количество брендовых и мультибрендовых магазинов. Замещены они, по словам Андрея Разуваева, маркетплейсами: "Это тоже отразилось достаточно серьезно на малом предпринимательстве. В торговых центрах открылись новые магазины, но в целом их количество уменьшилось. Маркетплейсы сильно потеснили розничную торговлю".
На рынке в сфере услуг глобальных изменений не произошло. Ушедшие международные компании практически сразу были замещены компаниями из регионов. Тот, кто раньше покупал иностранные франшизы, начал приобретать российские.
"Многие, кто в этом направлении работает много лет, уже не мыслят себя в модели самостоятельного ведения бизнеса. Хотят сразу плечо крупной компании, чтобы часть процессов аутсорсила управляющая компания", - дополнил представитель ассоциации франчайзинга.
Наиболее глобальные изменения произошли в сфере общественного питания. По словам Андрея Разуваева, стало много представителей домашней кухни, а доставка потеснила большое количество не очень эффективных кафе, ресторанов, кофеен. Много интересных региональных проектов открыто за последние три года.
"Достаточно пройтись по улице Володарского и Хохрякова. Есть заведения с новыми концепциями, которые открыты самостоятельно или по франшизной модели. Большое количество интересных заведений появилось. Франшизы двигаются, но при этом открываются много новых самородков. У нас в Тюмени, Екатеринбурге", - уточнил эксперт.
Относительно дальнейшего развития потребрынка он отметил, что все циклично. Ожидается большое количество ребрендинга, реконцепций в общественном питании. Еще один тренд – региональные сети, которые ранее делали ставку на собственное масштабирование, открывают рестораны в Тюмени по партнерской или франшизной моделям, привозя интересные концепции. То есть даже крупные игроки начинают думать о партнерстве с другими участниками рынка мегаполисов.
Оксана Корнеенкова