Наталья Денисова: тюменский махровый ковер – это 300 лет традиций в каждом узелке
| Фото: предоставлено Натальей Денисовой
Волшебный мир тюменского ковроткачества открывается перед посетителями мастерской под руководством Натальи Денисовой. Здесь, среди прялок и старинных кросен, оживает история, которую маленькая Наташа впервые услышала от своей бабушки.
"Тюменский махровый ковер — это не просто предмет интерьера, это настоящее произведение искусства, в котором отразилась судьба целых поколений", — рассказала в интервью корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" Наталья Денисова, вспоминая, как в детстве сидела рядом с бабушкой и училась завязывать первые узелки.
Особое место в сердце Натальи занимает прабабушка — Федора Лукьяновна Евсеева. Именно она стала основательницей ковроткачества в селе Пеганово Бердюжского района. Созданный по мотивам ковра прабабушки шедевр "Розы Федоры" стал не просто экспонатом, а настоящим символом мастерства.
"Розы Федоры" для меня — эталон, островок счастья и то, к чему хочется стремиться. В прошлом году мы с мастерицами его выложили, и для меня он стал самым значимым изделием", — поделилась Наталья, улыбаясь своим детским воспоминаниям о том, как бабушка учила ее прясть и ткать.
Уникальность тюменского ковра заключается в удивительном сочетании славянских и восточных традиций. Русские мастера привнесли в ремесло черный фон и яркие цветы, а бухарские переселенцы — технику создания ворсовой поверхности.
| Фото: предоставлено Натальей Денисовой
"В тюменском ковре объединились две традиции: славянская и восточная — русская и бухарская. Это сочетание отличает наш тюменский махровый ковер от своих собратьев из других регионов", — объяснила руководитель мастерской.
Старинные кросна в мастерской — это не просто инструменты, а настоящие помощники мастериц. Некоторые из них старше ста лет, но работают так, словно чувствуют каждое движение ткачихи. Современные рукодельницы говорят, что эти станки будто хранят память о руках прежних мастериц, и работать на них — одно удовольствие.
"Мы принципиально работаем только на родном сырье. Приобретаем овечью шерсть у местных производителей, превращаем ее в нитку на прялках с колесом, иногда используем и веретено — весь процесс прядения такой же, как и триста лет тому назад", — рассказывает Наталья.
Особое внимание в мастерской уделяется сохранению традиций. Мастерицы не просто следуют старинным техникам — они живут ими. Каждое движение, каждый узелок продиктован вековым опытом, бережно переданным от поколения к поколению.
Сегодня мастерская активно участвует в культурной жизни региона, проводит мастер-классы и выставки. Недавно мастерицы представили свое искусство на фестивале традиционной культуры "Слетье" в Омской области, где делились секретами создания уникальных ковров.
Каждое изделие, созданное в мастерской, несет в себе тепло рук мастериц и частичку богатой истории Тюменской области. Здесь, в переплетении узелков и нитей, оживает прошлое, сохраняясь для будущих поколений. И кто знает, может быть, через сто лет внучка какой-нибудь мастерицы будет рассказывать своим детям о том, как ее бабушка училась ткать на этих же кроснах, продолжая древнюю традицию тюменского ковроткачества.
| Фото: Сергей Елесин, ИА "Тюменская линия"
Инна Кондрашкина

