Полгода без Натальи Астафьевой
Тюмень. 4 апреля 2004 года исполнится полгода со дня гибели корреспондента Тюменского бюро первого канала Натальи Астафьевой и оператора Сергея Исакова.
За это время произошло многое: региональное отделение Союза журналистов России учредило премию имени Натальи Астафьевой "Собкор года", появились новые люди в тюменском корпункте ОРТ.
И еще одно событие, отозвавшееся болью - кража видеоархива корпункта спустя полтора месяца после катастрофы. Этот архив Наташа и Сергей собирали более 10 лет в отдаленных стойбищах, на факториях, в геологических партиях, в бригадах рыбаков. На этих видеокассетах запечатлены уникальные моменты истории Тюменской области, яркие человеческие судьбы. Коллеги из Свердловской студии документальных фильмов подарили Наталье Астафьевой архивные материалы о начале освоения нефтегазовой целины на севере Тюменской области. Исчезли и эти кадры кинохроники. Совершившие кражу до сих пор не найдены.
За это время для многих исчезла оглушительная острота потери. Но для родных, близких людей боль утраты до сих пор на утихает. Наташа и Сергей продолжают жить в памяти, идут рядом по жизни. Их уход обострил воспоминания, сделал значительными даже детали...
Наташа родилась 17 апреля 1953 года в рабочем поселке Малая Лимка в пригороде небольшого уральского города Краснотуринска. Ее мать- Клавдия Сергеевна Маричева работала мастером электроцеха на Богословском алюминиевом заводе и ежедневно за 10 километров ездила на работу. Отец - Теодор Фишер был главным ветеринарным врачом в совхозе "Краснотуринский". Он был направлен после окончания ветеринарного техникума на Урал, а вся его семья была депортирована из Поволжья в Казахстан. Свой брак отец и мать Наташи смогли зарегистрировать только в 1966 году, когда в семье было уже пятеро детей.
Отец погиб молодым, сорокапятилетним. Его смерть была нелепой случайностью: обезумевший от боли жеребец ударил Теодора Яковлевича копытом в грудь. И сердце не выдержало - разорвалось. Наташе, как двум ее старшим братьям и двум младшим сестрам пришлось взрослеть без отца, однако все они получили высшее образование.
В большой семье было большое хозяйство. Уже в Тюмени, когда Наташа работала в телерадиокомитете, на вопрос, как она провела летний отпуск, со смехом отвечала, что навоз все лето из стайки выгребала. Она с детства умела ухаживать за коровой, привыкла работать на огороде.
В 10 классе Наташа победила в конкурсе "Наш город". Ее стихи, посвященные 70-летию Краснотуринска, стали лучшими из всех работ, присланных на городской конкурс. В качестве приза она получила наручные часы. Поэтому и не было сомнений, куда поступать после школы. Однако на факультет журналистики Уральского университета она попала только с третьего раза. В первый год срезалась на экзамене по немецкому языку, так как отец, свободно владеющий родным языком, говорил дома только по-русски. На следующий год во второй раз не набрала необходимого проходного балла из-за сочинения.
Два года упорная абитуриентка Наталья Маричева работала внештатным корреспондентом городской газеты "Заря Урала" под псевдонимом Маклина и преподавала в музыкальной школе поселка Рудничный, что в 16 километрах от Краснотуринска. Поэтому Наташа смогла стать и для своих детей строгим педагогом, когда они пошли учиться в музыкальную школу.
Астафьевой она стала на третьем курсе, когда вышла замуж за Михаила. Ей было 22, ему - 24 года. Свадьбу справили у родителей Михаила, в поселке Кильмезь Кировской области. Там его и похоронили четыре года спустя. Жизни ему было отмерено всего 28 лет, ее оборвала нелепая смерть в городском автобусе, который столкнулся с КамАЗом на окраине Тюмени.
Они были вместе только четыре года, но Наташа осталась вдовой Михаила до конца своей жизни, так и не захотела второй раз выйти замуж. Спустя и 10, и 20 лет после его гибели Наташа говорила о нем так, как будто они расстались полчаса назад. "Миша сказал, Миша сделал" - с мягкими, теплыми интонациями. Слез у нее не было никогда, а боль была запрятана так глубоко, что она так и не смогла изжить ее до конца.
Она погибла во сне, ранним субботним утром 4 октября, на 165 километре трассы Тюмень-Ханты-Мансийск около деревни Алга. В командировке был отснят рабочий материал ко Дню учителя из национального поселка Вата Нижневартовского района. По версии ГИБДД, автомашина съемочной группы со скоростью примерно 140 километров в час врезалась в попутный КамАЗ, следовавший на скорости около 40 километров. Столкновение было настолько сильным, что снесло крышу ВАЗа, искорежив ее на торчащие в разные стороны куски. В целости сохранилась камера, не пострадал отснятый материал, только нелепо оборвалась жизнь Наташи и Сережи, которые расстались с жизнью мгновенно. Заснувший за рулем водитель Юрий Селянов погиб вместе с ними.
Наташу хоронили на четвертый день после гибели. Два часа, отведенные для прощанья, не иссякал поток людей, которые знали Наташу. Я впервые увидела, как плачут навзрыд мужчины. Если бы эта любовь сотен сердец смогла материализоваться, казалось, она сумела бы преодолеть саму смерть.
Мы простились с ней осенним днем, по-летнему теплым и ясным. В лесу еще ничего не напоминало об увядании природы, но Наташа уже не смогла увидеть это. И как это несправедливо, что все продолжается без нее...

