• 29 марта 202429.03.2024пятница
  • USD92,2628
    EUR99,7057
  • В Тюмени 2..4 С 3 м/с ветер северо-западный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Владимир Якушев: тюменская экономика не должна сбавлять темпов роста

Губернатор, 11:35 26 августа 2014

Временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Владимир Якушев обратился через тюменские газеты "Тюменская область сегодня", "Тюменские известия" и "Тюменская правда" к жителям и рассказал об экономике региона. Информационное агентство "Тюменская линия" приводит полный текст этой статьи без сокращений и правок:

Знаю, что читать и слушать про экономику многие не особенно любят. Как правило, наших сограждан мало трогают репортажи с полей, ферм и строительных площадок, если они не касаются их непосредственно.

Мне на первых порах это казалось несправедливым и даже обидным. Каждый шаг в экономике дается большими трудами, а слушатели во время наших встреч оживлялись лишь тогда, когда разговор переходил на социальные сюжеты — образование, медицину, жилье...

Понимаю, что это естественно, иначе и быть не может: люди прежде всего интересуются тем, с чем связаны проблемы и заботы их повседневной жизни, а забот и проблем у каждой семьи полно. Понимаю, однако и не говорить с согражданами об экономике не могу, не имею права. И не потому, что именно она занимает большую часть рабочего времени губернатора. Ведь региональное хозяйство, еще недавно и очень, по моему мнению, правильно называвшееся народным, — это объем наших общих доходов, которые мы тратим на школы, больницы, музеи, библиотеки, социальную помощь, дороги... Это — рабочие места и зарплаты. Это — показатель устойчивости всей нашей жизни. Чем больше отраслей в экономике региона, тем она надежнее: забуксует одна — вытянут другие.

Путеводитель по жизни

Полезно было бы создать наглядную систему информирования населения области о процессах и задачах развития нашего общего регионального хозяйства. Несколько уроков в старших классах школ, небольшой спецкурс в вузах, интересно построенные передачи на местном телевидении, циклы статей в прессе. И это не пропаганда, а путеводитель по жизни. Одному это поможет правильно сориентироваться в выборе профессии, другому — решиться начать собственный бизнес, третьему — сменить место работы или пойти на курсы переобучения. А кого-то подтолкнет к решению родить еще одного ребенка — если семья поверит в перспективы региона, стабильность своей работы и заработка. У меня в такой информационно-экономической системе есть и свой управленческий интерес: привлечь земляков, независимо от их профессии, возраста и социального положения, к работе над крупными проектами, реализуемыми за бюджетный счет. К участию в принятии наиболее серьезных решений и контролю над их реализацией. Широкий общественный интерес к такого рода сотрудничеству государства и общества двинет нас вперед и убережет от ошибок.

Свои представления о том, в каких направлениях развивать экономику области, у меня во многом сформировались еще до того, как я занял должность тюменского губернатора. К тому времени я поработал и руководителем одного из крупнейших банков региона, и вице-губернатором, и мэром областного центра. И хорошо отдавал себе отчет в том, что все наше хозяйство (даже с учетом точек экономического роста, возникших при моем предшественнике) нуждается в серьезном обновлении, увеличении собственных доходов для рывка в социальном развитии. Тюменская область, несмотря на все успехи начала 2000-х годов, по уровню развития инфраструктуры и благосостояния жителей все еще отставала от ведущих субъектов Российской Федерации.

Достижение этой цели требовало быстрого решения целого ряда задач. Прежде всего, обновления и качественного роста традиционной для экономики региона отрасли — сельского хозяйства. Наращивания объемов нефтедобычи на базе едва стартовавшего к тому времени "Уватского проекта". Новой, причем ориентированной на технологические потребности нефтегазового комплекса, индустриализации региона. Увеличения технической (инфраструктурной и ресурсной) обеспеченности регионального экономического роста, и в первую очередь — развития сети современных дорог и производства строительных материалов. Развития малого бизнеса — любого, но прежде всего в производственных отраслях.

В числе приоритетов были и другие задачи, но перечисленные пять я считал основными. А общим итогом их решения — удвоить за 8-10 лет валовый региональный продукт.

Умножаем на два

Скептиков, конечно, было много. Южные районы области не обладали теми конкурентными преимуществами, которыми располагают некоторые другие регионы, — месторождениями востребованных мировым рынком полезных ископаемых. К тому времени на "Уватский проект" даже сами нефтяники особых надежд не возлагали, а некоторые вообще считали его нерентабельным. Поэтому, чтобы удвоить региональную экономику, мы сами должны были создать себе конкурентные преимущества в глазах потенциальные инвесторов.

Считаю, что с этой задачей мы в целом справились. Разработанная нами программа экономического развития области выполнена полностью, а по некоторым пунктам — даже с запасом. С 2006 года объем валового регионального продукта (это стоимость всех товаров, услуг и знаний, которые нами совместно произведены) действительно удвоился. Наша экономика набрала уверенный темп, и сегодня перспективы ее дальнейшего роста сомнений не вызывают. Только со второго полугодия 2013 года и до конца года текущего в нашей, вчера еще по преимуществу аграрной, области открыт или находится в стадии открытия 21 новый завод. За последние восемь лет у нас реализовано или находится в стадии реализации экономических проектов на невиданную ранее сумму — 1 триллион 300 миллиардов рублей.

Очень важно, что региональный рост обеспечен в первую очередь развитием промышленности. Помню, во второй половине 90-х годов прошлого века знаменитый экономист академик А. Аганбегян говорил, что устойчивое экономическое положение региону может обеспечить только рост обрабатывающей промышленности. Его вежливо слушали, но практически никто (включая, по-моему, и самого академика) не верил, что это можно реализовать на практике: тогда тюменская промышленность не то что росла, а теряла завод за заводом.

Сегодня мы доказали, что Тюменская область — при создании соответствующих условий — очень даже пригодна для развития здесь промышленности, причем самой разнообразной. Неоспоримый факт: объем промышленного производства в регионе с 2006 по 2013 год увеличился более чем вдвое, ежегодно прирастая на 10-16 процентов. Причем основу этого роста составили именно обрабатывающие производства. По темпам развития промышленности Тюменская область является сегодня лидером в стране.

Новая волна индустриализации окончательно вписала экономику юга Тюменской области в структуру регионального нефтегазового комплекса. Сегодня Тюмень — это центр не только проектно-аналитического сопровождения нефтегазодобычи и подготовки ее кадрового потенциала, но и производства необходимого ей технологического оборудования. Свои предприятия открыли здесь такие мировые лидеры в сфере нефтегазового машиностроения и сервиса, как "Шлюмберже", "Бентек", "Бейкер Хьюз", "Дина Энерджетикс". Серьезный рывок в своем развитии сделал и наш "Сибнефтемаш".

Этот крупный шаг в развитии экономики всего нашего огромного края в какой-то степени исполнил мечту, не покидавшую тюменцев со времен первых нефтяных фонтанов. Тогда Тюмень со своей маломощной и в значительной своей части технически отсталой промышленностью так и не смогла по-настоящему встроиться в нефтегазовую экономику региона, административным центром которого она являлась. Сегодня вторая тюменская индустриализация — индустриализация XXI века — шагнула гораздо дальше: на юге Тюменской области формируется собственный нефтегазовый комплекс, включающий в себя все стадии оборота углеводородного сырья:

- нефтедобычу на базе "Уватского проекта", где общий объём добытой нефти с 2006 года вырос почти в семь раз и составил в 2013 году около 10 миллионов тонн;

- нефтепереработку на базе Антипинского промышленного узла мощностью более 7,5 миллиона тонн нефти в год с производством широкого спектра нефтепродуктов;

- нефтегазохимию на основе масштабной модернизации "Тобольск Нефтехима" и создания на той же промышленной площадке нового производства "Тобольск Полимер";

- мощный комплекс научно-аналитических и проектных центров, воссозданных в Тюмени усилиями крупнейших компаний нефтегазового сектора и Тюменского государственного нефтегазового университета.

Направления новой тюменской индустриализации этим не исчерпываются. В структуре региональной экономики появился ряд совершенно новых отраслей: металлургия, стекольная промышленность, производство мостовых конструкций. Началось производство разнообразных современных строительных материалов. Модернизации подвергся ряд предприятий деревообрабатывающей и пищевой промышленности.

Задачи воспитания

В быстром росте экономики нашей области ничего "чудесного" нет. Только рационализм и точный расчет. Непоказное стремление проникнуться интересами наших партнеров – потенциальных инвесторов. Готовность работать столько, сколько нужно – до упора, до получения результата. А способов привлечь бизнес к созданию новых производств именно в Тюменской области достаточно. Одним помогли с оформлением земельного участка, другим – прямыми бюджетными субсидиями на обновление или аренду оборудования, третьим компенсировали часть процентов по кредитам, привлеченным для создания новых производств, четвертым оказали поддержку в выходе готовой продукции на рынок.

Два "секрета", впрочем, есть, и "открыл" я их не сразу.

Первый: успешные индустриальные проекты возможны только во взаимодействии с предпринимателями нового типа. Которым интересно не просто "качать" деньги, а зарабатывать их. Которые получают удовольствие от самого процесса экономического творчества и преодоления трудностей. Таких бизнесменов, к сожалению, у нас пока немного. Поэтому за них нужно бороться и всячески им помогать. Директора же заводов старой "закваски" нам, за редким исключением, не помощники: они гораздо охотнее занимаются не новыми проектами, а спекуляцией землей, которая их предприятиям досталась еще в советские времена.

Второй "секрет": прежде чем убеждать бизнесмена избрать Тюменскую область в качестве площадки для создания здесь нового производства, нужно убедить тюменского чиновника. Заставить его понять, что не он – главный персонаж инвестиционного процесса, а как раз вот этот бизнесмен и те тюменцы, которых он сможет (или не сможет, если чиновник сработает плохо) обеспечить постоянной и хорошо оплачиваемой работой.

Воспитание современного чиновника – компетентного, деловитого и, как говорили когда-то, "благонамеренного", т.е. намеренного не карман набить, а принести благо своим согражданам – одна из главнейших сегодня задач государства вообще и моя как губернатора области в частности. С проблемой дефицита такого – современного – чиновничества я сталкиваюсь постоянно. Вот история из недавнего прош-лого. Уже несколько лет закупаем за границей коров, чтобы повысить эффективность мясного и молочного животноводства. В связи с этим строим новые и реконструируем имеющиеся коровники. И вот однажды осенью мы с чиновниками департамента сельского хозяйства и администрации одного из районов области приехали осматривать только что построенный коровник. Я сразу увидел жуткие неровности его бетонного пола. А коровы закупленной нами породы — к слову, очень эффективной – обладают, как написано в документах, "слабыми копытами". Все, говорю сопровождающим, снимаем обувь! Вижу – ребята слегка оторопели: по такому полу с "заусенцами" да в одних носках? Тут уж я не сдержался: боитесь, говорю? А коров, значит, на верную смерть посылать не боитесь?

Ту историю чиновники из департамента сельского хозяйства, кажется, запомнили крепко. Не раз и не два в хозяйствах области мне потом жаловались на их придирчивость и дотошность. Привыкайте, неизменно отвечаю я.

Не болтаться, не висеть

Объем сельскохозяйственной продукции за последние восемь лет более чем удвоился, и сегодня Тюменская область полностью обеспечена продуктами питания собственного производства – из тех, разумеется, что в наших климатических условиях можно произвести, в том числе и никак не дававшимися ранее нашим аграриям молоком и мясом. Построено 18 современных животноводческих комплексов, стоивших немалых денег. Но главное здесь – не деньги, хотя и без них никуда. Главное – удалось изменить настроение основной массы сельских жителей, их отношение к себе и своему труду. Как результат – производительность труда в сельском хозяйстве выросла кратно. За те же восемь лет почти в три раза пошли в рост сельскохозяйственные кооперативы. Совместная деятельность только в прошлом году принесла их членам без малого миллиард (!) рублей, в том числе за счет реализации молока – более 500 миллионов. Сказали б мне такое еще десятилетие назад – сам не поверил бы. Хотя, в принципе, возможности предпринимательства на базе личного подворья хорошо известны. И вообще развитие многоукладного сельского предпринимательства – индивидуального и коллективного – делает аграрную экономику гораздо более гибкой, мобильной и управляемой.

Поддержке малого бизнеса придаем первостепенное значение не только на селе. Для меня как губернатора это задача и экономическая, и социальная, и, если хотите, культурная. Насчет экономической стороны вопроса – всем, думаю, понятно: даже самый малый бизнес создает рабочие места, пусть даже одно место – для самого хозяина предприятия. Такого человека уже есть за что благодарить: он не болтается без дела и не висит на шее государства. Я этим людям настолько благодарен за их ответственное общественное поведение, что готов не только оказывать им поддержку всем, чем могу, но даже заранее "простить" им какую-то часть налогов – например, налог на прибыль, тем более что у большинства из них ее нет вообще.

На протяжении нескольких лет мы удерживаем самую низкую – пятипроцентную – ставку по системе упрощенного налогообложения для малого бизнеса и отказываться от нее не собираемся. Субсидируем мелким предпринимателям часть процентной ставки по кредитам, привлекаемым для создания ими новых и модернизации действующих производств, выдаем инвестиционные займы и поручительства, субсидируем аренду нового оборудования.

Ежегодно такой поддержкой пользуется около тысячи малых предприятий. Такая помощь – дело благодарное и экономически выгодное: на рубль государственной поддержки эти предприятия вкладывают в бизнес два своих, создавая и новую продукцию, и рабочие места, и дополнительную базу налогообложения. В тюменском малом бизнесе за последние восемь лет прибавилось 30 тысяч новых рабочих мест – всего на три тысячи меньше, чем при создании всех наших крупных заводов в рамках новой индустриализации.

Экономический рост позволяет нам сохранять бюджетную стабильность и, соответственно, темпы развития социальной сферы – несмотря на перепады экономической ситуации в стране и утрату областью такого доходного источника, как налог на добычу полезных ископаемых, который нынче сосредоточен исключительно в федеральном бюджете. Начиная с 2006 года доходы бюджета от налога на имущество как результат роста капиталовложений в основные производственные фонды выросли в 4 раза, от налога на доходы граждан (финансовый "ответ" на создание десятков тысяч новых рабочих мест) – в 2,6 раза, от налога на прибыль (показатель востребованности продукции тюменских предприятий) – в 1,7 раза. В целом же за эти годы доходы областного бюджета выросли вдвое.

Надо сделать больше и лучше

Признаю, что ряд возможностей был нами упущен. Так, далеко не все сделали для того, чтобы предотвратить потерю нашей судостроительной базы. В связи со строительством на Ямале нового порта Сабетта и усилившимся интересом к Северному морскому пути роль судостроения резко возрастает. И нам, помимо развития в Тобольске судоремонтной базы и наращивания мощностей тамошнего речного порта, необходимо будет тратить усилия, время и средства на восстановление судостроительной отрасли в Тюменской области. Не дошли у нас по-настоящему руки и до модернизации деревообрабатывающей промышленности. Сегодня эта отрасль – один из наших основных приоритетов.

Не помню, кто это сказал, но сказал очень верно: хорошие дороги – это здоровье экономики. К 2006 году, когда я занял должность губернатора области, реконструкция дорожной сети в регионе только начиналась. Сегодня темпы дорожного строительства в регионе можно оценить как приличные (хотя, конечно, хотелось бы большего). За последние восемь лет в нормативное состояние приведено более четырех тысяч километров автомобильных трасс. (Будем откровенны: некоторые из этих норм следовало бы пересмотреть еще вчера). С 2006 года 62 населенных пункта области соединены с автомобильными магистралями дорогами с твердым покрытием. Построено или полностью реконструировано около 500 километров автодорог, 36 мостов, 9 транспортных развязок (ведется строительство еще четырех, причем по трем из них уже открыто движение). Каждый успех в этой сфере открывает новые возможности в экономическом и социальном развитии. Дороги в сельской местности делают доступ к деревенскому дому открытым для молоковоза, машины "скорой помощи", школьного автобуса. Новые мосты позволяют сэкономить время и тысячи тонн автомобильного топлива. Современные транспортные развязки в городах резко ускоряют движение транспорта, и не только общественного. Это оборачивается миллионами рублей дополнительного дохода, тоннами новой продукции и тем трудно уловимым, но социально важным, что называется хорошим настроением – водителей, пассажиров, пешеходов.

Каким мы видим будущее

Экономика – дама капризная, она не терпит невнимания и любит амбициозные задачи. Установленную высокую планку снижать не собираемся, хотя и отдаем себе отчет, что поддерживать набранные темпы экономического роста в будущем будет непросто.

После тщательной оценки ресурсов, заделов и возможностей мы поставили задачу за ближайшие пять лет еще раз удвоить валовой региональный продукт. Те инвестиционные проекты, в реализации которых в настоящее время мы уверены, внесут в это свою лепту и позволят создать 34 тысячи рабочих мест. Но цель удвоить ВРП предполагает решение еще целого ряда задач всеобщей индустриализации.

Наша промышленность структурно развита еще весьма неоднородно. Наряду с современно оснащенными отраслями – нефтепереработкой, нефтегазохимией, нефтяным машиностроением, производством строительных материалов и некоторыми другими – есть отрасли с преимущественно устаревшим оборудованием, производящие продукцию низкой конкурентоспособности, расточительно расходующие ресурсы. Имею в виду лесную и деревообрабатывающую промышленность, производство пищевых продуктов, рыбную промышленность. Из всех обеспеченных местными ресурсами производств именно они имеют наибольший и не использованный пока запас роста.

Нужно полнее реализовать те возможности, которые открыла первая волна новой индустриализации региона: дальнейшее наращивание объемов нефтедобычи, которую даже на существующей технологической базе можно за пятилетку довести до 20 миллионов тонн в год за счет вовлечения в разработку свиты месторождений на территории Уватского, Тобольского и Вагайского районов. Необходимо сделать все зависящее от региональных и муниципальных властей и для дальнейшего развития Антипинского нефтеперерабатывающего завода, у которого очень большой потенциал расширения производства.

В целом же необходимо не сбавлять темпов работы по привлечению инвестиций в региональную промышленность, используя и развивая ту систему поддержки предпринимательства, которая нами создана в предыдущие годы и уже дала убедительные результаты.

Надо решительно переходить на новый, более высокий уровень индустриализации: увеличить в структуре региональной экономики удельный вес производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, прежде всего за счет создания и внедрения природо- и ресурсосберегающих технологий. Приведу пример: в крупных западных нефтяных компаниях на бурение одной скважины уходит 5 дней, а у нас – 30. Сокращение этого срока хотя бы вполовину даст гигантскую экономию ресурсов и резко повысит рентабельность.

В Тюмени, Тобольске, Ишиме имеются заброшенные или пустующие промышленные площадки, полностью оснащенные инженерной и транспортной инфраструктурой, которые ждут инвестора. Этот инвестор может быть "якорным" и разместить там крупное производство. А может быть группа связанных между собой технологически мелких инвесторов – в таком случае площадка может быть преобразована в промышленный парк.

У нас существуют значительные различия в уровне социально-экономического развития отдельных районов, что объясняется как накопленной ранее разностью экономических потенциалов, так и местными перепадами инвестиционного климата. Магистральным направлением развития здесь является малая сельская индустриализация – через создание на территории муниципальных районов промышленно-перерабатывающих производств, ориентированных на местное сырье. Решение этой задачи требует привлечения инвесторов, и я в своем ежегодном послании уже предупредил глав районных администраций об их личной ответственности за эффективность этой работы. Одной из ее форм должна стать индустриализация сельской кооперации – переход от совместного сбыта произведенной личными подворьями продукции к ее совместной переработке, полной или хотя бы частичной.

Важным условием ликвидации различий в уровне индустриализации и жизни отдельных территорий является дальнейшее развитие дорожной сети. Планы на ближайшую пятилетку у нас большие. Комплексная реконструкция внутриобластных дорог Бердюжье – Ишим, Голышманово – Ишим и Ишим – Сладково. Предстоит закончить строительство Восточного обхода и замкнуть окружную дорогу вокруг Тюмени. Построить в областном центре три новых моста через Туру. Ввести в городах области не менее восьми современных транспортных развязок, причем три из них уже строятся.

Приступили также к разработке программы развития речного транспорта, вклад которого в региональный экономический рост пока что совершенно недостаточен.

Расширение Тобольского промышленного узла, углуб-ление социально-экономических связей с Югрой и Ямалом настойчиво требуют проведения реконструкции автотрасс от Тюмени через Тобольск и Сургут до Ноябрьска. При участии Министерства транспорта федерального правительства прорабатывается проект реконструкции и строительства нового полотна на месте "дороги смерти", как ее окрестили водители. Эта автотрасса должна стать "дорогой жизни", увеличив пропускную способность и став безопасной для людей.

Каждый день – шаг вперед

Уже первая волна новой индустриализации региона выявила еще одну проблему, без решения которой дальнейшее развитие невозможно: острейший дефицит специалистов, прежде всего рабочих и инженеров всех без исключения специальностей. Задачу модернизации (если не сказать возрождения) системы профессионально-технических училищ решаем несколько последних лет и определенные достижения в этом вопросе уже имеем. А вот подготовка инженерных кадров для региональной промышленности, включая полный цикл нефтегазовых производств, – вопрос куда серьезнее. Ответ мы видим в создании на базе Тюменского государственного университета политехнической школы, которая в сотрудничестве с крупнейшими компаниями реального сектора экономики и ведущими отраслевыми вузами должна решить проблему дефицита инженерных кадров.

Спросите, почему бы просто не заключить договоры на подготовку инженеров со столичными вузами? По двум причинам. Во-первых, квалификация их выпускников далека от конкретных требований современных тюменских предприятий. Это факт. Во-вторых, тюменские абитуриенты, уезжающие при нашей поддержке в столицу, после окончания вуза на родину, как правило, не возвращаются. Увы, но это тоже факт. Выход один: надо решать задачу дома.

Пять лет назад, выступая перед Тюменской областной Думой, собравшей представителей всех трех регионов, я говорил о том, что вижу в будущем экономику области как многоотраслевой хозяйственный комплекс, "мотором" развития которого станут инновационные технологии, а конкурентоспособность экономики достигнет мирового уровня. И мы реально и ощутимо продвинулись в этом направлении. Теперь наша общая задача – не снижать набранных темпов. Каждый день, пусть на шаг, но двигаться вперед. Я верю, что все вместе мы сможем этого добиться.

Владимир Якушев

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен